назад оглавление вперед

TU Chemnitz, Deutschland
Перевод с немецкого: Н. Франц

ДАЛЕКО НА СЕВЕРЕ...
(ненаучные путевые заметки из Пинеги)

Как может прийти в голову немецкому спелеологу идея поехать на Пинегу? Я уже бывал в Росии - в 1994 году в составе международной спелеоисследовательской экспедиции (Кавказ, система Крестик-Турист) - и на Украине (Крым). Как географ, я был сразу же очарован страной и людьми, её населяющими. Какая огромная страна! И какая интересная! Но съездить туда ещё раз больше не представилось возможности.

В прошлую зиму мы с моей подругой Катариной смогли всего на несколько дней съездить в Санкт-Петербург. После этого нам стало ясно: мы хотим ещё раз поехать в Россию, но - на более продолжительный срок и, если возможно, в какой-нибудь интересный карстовый регион.

рисунок

Пару лет назад мне довелось прочитать в "The International Caver" статью английского спелеолога Tony Waltham, который посетил пещеры Пинеги в зимнее время. Там был описан очень интересный район гипсового карста на севере России. Так для нас стала совершенно очевидной цель нашего будущего путешествия - карст в тайге! Звучит завораживающе красиво! Для нас, немцев, слово "тайга" почти полностью ассоциируется со словом "Россия".

Но у нас было ещё очень мало информации, и я начал её собирать. Один русский товарищ по той кавказской экспедиции нашёл адрес Николая Франца и дал его мне. Я связался с Николаем по электронной почте, и он мне сразу так интенсивно помог, что наши пинежские планы дошли до предела возможного. Наша идея была такова - за короткое время (всего 10 дней с дорогами) получить максимально полное впечатление о карстовых ландшафтах и болотах Пинежья.

Благодаря организационной поддержке Николая, мы во время путешествия были всё время окружены вниманием и заботой его друзей: Миша Некрасов доставил нас на своём микроавтобусе прямо в Кулогоры, Лариса Монахова два дня заботилась о нас в кулогорском "спелеодоме", в Пинеге Елена Шаврина организовала для нас поездку в Голубино, а в Архангельске мы имели возможность с удобствами разместиться в гостях у семьи Александра Кабанихина. Спелеосолидарность и русское гостеприимство были просто ошеломляющими! Что я и хочу здесь с благодарностью отметить. Поскольку мы очень плохо говорили по-русски, то, к сожалению, не всегда могли выразить нашу радость так, как нам бы этого хотелось. Тем ни менее, общение с русскими спелеологами у нас вполне получилось, как мне кажется.

Поскольку Миша Некрасов собрался понырять с аквалангом в одном из пинежских озёр, а Лариса использовала возможность несколько дней побыть с сыновьями в Кулогорах, мы с Катариной получили 13 августа 2000 года "спецтранспорт" от Архангельска до Пинеги (я подозреваю, что и Николай Франц к этому руку приложил!). Таким образом мы смогли добраться от Дрездена до Кулогор всего за чуть больше, чем 20 часов. Рекорд!

На следующий день Миша отвёз нас ещё дальше - до разрушенного моста на реке Олма, откуда мы пошли уже пешком.

рисунок

Скажу сразу - планы пройти маршрутом и посмотреть гигантское Боловское и Печевское болота потонули, что называется, в воде. Сначала погода была переменчивой, а после на два дня зарядил непрерывный дождь. Взять с собой в Россию накомарники мы сообразили, а вот резиновые сапоги оставили почему-то дома. Наша "противодождевая" одежда уже через пару часов стала протекать по всем швам. Наши ноги почти сразу же стали мокрыми и оставались таковыми в последующие дни. После этого я впервые познакомился с топографическими странностями русского Севера. Благодаря картам масштаба 1:100 000, выпущенным "Аэрогеодезией", мы могли бы нормально ориентироваться. Но многие дороги были почему-то на ней не обозначены или шли совсем не туда, куда должны были идти. Нередко тот или иной "simnik" вообще уже не существовал в действительности. Непролазно густые заросли и наше незнание тайги в конце концов вынудили нас повернуть обратно. Это случилось тогда, когда нам стало ясно, что добраться до болота мы сможем, только если будем идти на него по азимуту с компасом. Такой вариант показался нам слишком рискованным и долгим. Ведь мы хотели увидеть ещё очень много других северных ландшафтов, а не выдохнуться окончательно и умереть с голоду во цвете лет.

На обратном пути в Кулогоры мы впервые увидели участки леса с белым мхом. Вся земля покрыта мхом и "перекопана" карстовыми воронками. Это выглядело просто прекрасно! Степень закарстованности гипсового массива поражает - одна воронка соприкасается с другой!

Весь наш обратный путь проходил по вполне нормальной дороге. Два дня под ни на минуту не прекращающимся дождём… Это было неприятно.

В конце концов погода всё-таки улучшилась и, кроме того, у нас была возможность два дня пожить в Кулогорах. Лариса показала нам входы в Кулогорскую пещеру. Сходить в неё мы, к сожалению, не смогли, поскольку наше спелеоснаряжение было оставлено в Германии. И без того наши рюкзаки, набитые едой, примусами, палаткой, спальниками и одеждой, были уже достаточно тяжелы.

После отдыха в Кулогорах мы перебрались в Пинегу, где познакомились с Еленой Шавриной, которая быстро организовала для нас экскурсию в Голубино. Там, на научной базе заповедника, мы пообщались с почвоведом из Российской Академии Наук. Общение с ним оказалось для нас очень интересным. Кроме красот северной природы, большое впечатление на нас произвела толстая кора выветривания на гипсово-ангидритовых скалах. Точно так же изумило меня большое количество льда, сохраняющегося в привходовых частях пещер в течение всего лета. Этот факт указывает на очень низкие среднегодовые температуры. Возле одной из трещин в скале можно было отчётливо слышать свист ветра (!) и чувствовать его дыхание. Очень наглядный пример естественной вентиляции пещеры.

Вечером исключительно приятные друзья и коллеги Елены Шавриной пригласили нас "на шашлык" на живописном берегу Пинеги.

На следующий день мы первым делом позаботились об автобусных билетах для возвращения в Архангельск. И только после этого отправились в маршрут к Железным Воротам. Нам повезло, и наша дорога была сильно облегчёна: рыбаки взяли нас к себе на трактор и подвезли довольно приличный отрезок пути. При этом они сделали хороший крюк - специально для немецких гостей.

рисунок

В дальнейшем нашем пешем продвижении мы не могли полагаться на карту, - слишком много ответвлений имела дорога. Поэтому, бредя по этому лабиринту из плохих и очень плохих дорог, мы просто придерживались по компасу западного направления. При этом мы терзались постоянными сомнениями, находимся ли мы на верном пути. В сочетании с тяжёлыми рюкзаками это было не самой приятной мыслью. Но вышли мы правильно и решили переночевать на берегу живописного Вонячего озера. Хотя до Железных Ворот было уже совсем недалеко, но озеро было таким привлекательным…

В Железных Воротах меня поразили размеры исследовательского стационара. Столько деревянных избушек я просто не ожидал там увидеть! Нам потребовалось два полных дня, чтобы осмотреть карстовый лог. В некоторых местах нам пришлось проложить "дороги" в сплошных зарослях, чтобы подобраться к скальным стенам. Если взобраться на отвесную стенку, то сверху открывается совершенно замечательный вид на окрестную тайгу.

Во время поисков пещерных входов нам стало ясно, каким трудным может быть здесь продвижение вперёд без троп и дорог. Мне показалось, что этот район обладает очень высоким потенциалом обнаружения новых входов. Но как можно продраться через этот первобытный лес?! И эти комары! Ужас!!!

И в этом карстовом районе во всей красоте показалась нам высокая закарстованность гипсов. Такой интенсивности я до сих пор ещё нигде не видел. И вообще, для меня лично места со многими-многими карстовыми воронками оказались самыми запоминающимися.

Из Железных Ворот начался наш путь на Родину, который шёл сначала через Пинегу. На обратном пути мы сознательно завернули, чтобы посмотреть на сухую древнюю долину Пинеги. Потом мы переночевали у Елены Шавриной, а утром уехали на автобусе в Архангельск, где нас приютила семья Александра Кабанихина.

В Архангельске друзья Александра из "Лабиринта" исполнили все наши заветные желания: экскурсия по всему городу, поездка в Северодвинск - на берег Белого моря и прогулка на катере по Северной Двине.

Это просто поразительно, что пинежский карст настолько неизвестен в Западной Европе! В любом случае, он очень интересен. Протяженность пинежских пещер впечатляет так же, как и интенсивность закарстованности. Но даже просто добраться до этих пещер - это уже достаточно трудная задача. Может быть, нам ещё представится когда-нибудь возможность вернуться сюда зимой, когда русские друзья будут проводить свои исследования (и комаров уже не будет!).

Мы хотим сердечно поблагодарить всех северных "пещерных людей" за то, что они о нас постоянно заботились, всё нам показали и рассказали. Эта поездка была прекрасным событием в нашей жизни, которое мы навсегда сохраним в памяти.

Август - Октябрь 2000 г. Кемниц. Германия.