назад оглавление вперед

Н. Франц
"Лабиринт"

НАШИ ВЫРВАЛСИЬ В ЕВРОПУ!

Из чувства глубокой благодарности за помощь в организации поездки в Пинегу немецкий спелеолог Бернхард Кёппен предложил мне совершить совместную вылазку в пещеры Баварии. Живёт Бернхард в Kемнице, где и работает географом в университете. Встреча была назначена в последнюю субботу октября на "нейтральной территории" - в Бамберге, расположеном где-то посредине между Kемницем и нашим Гиссеном. В этом городе Бернхард когда-то учился в университете, занимался спелеологией в одном из местных спелеоклубов и поэтому неплохо знает окрестные пещеры. (Кстати сказать, всего во Франкской Швейцарии, как этот регион называется, зарегестрировано около 1000 карстовых полостей). Нам надо было успеть съездить туда до наступления холодов, поскольку очень многие интересные немецкие пещеры на зиму "закрываются" - чтобы посетители не тревожили покой зимующих в них летучих мышей.

фото

Вся дорога, включая две пересадки, заняла 4,5 часа на поезде (от города Гиссен в немецкой федеральной земле Гессен, где проживает автор). Бернхард встретил нас на вокзале в Бамберге. Мы его никогда не видели, он же видел меня только на фотографии, но сразу безошибочно определил нас в толпе пассажиров.

Сразу с вокзала поехали на его "Фольксвагене" по намеченному им маршруту. В дороге общались на тему Пинеги. Первая остановка - известняковый карьер, где можно найти раковины аммонитов (плоские как колесо раковины, иногда такого же размера), и где не так давно спелеологи нашли скелет динозавра. Плитки доломитизированного известняка в карьере выглядели совершенно так же, как у нас в Кулогорах.

После мы проехали по живописной долине в симпатичный городок Штрайтсберг, на окраине которого среди деревьев возвышалась совершенно вертикальная скала (местный полигон для скалолазов), под которой открывался вход в пещеру Мушельквелле ("Ракушечный источник"). Пещера небольшая, горизонтальная, сухая, есть небольшие натёки. От входа метров десять можно идти в полный рост. Весной из пещеры вытекает ручей. Далее прошлись по тропе вверх - до смотровой площадки в развалинах старинной крепости, откуда полюбовались на прекрасную долину с поросшими лесом склонами и живописными скалами, тут и там возвышающимися над деревьями.

Четверть часа по шоссе на "Фольксвагене" - и мы уже паркуемся возле оборудованной экскурсионной пещеры Тойфельсхёлле ("Чёртова пещера") в городке Поттенштайн. Возле огромного входа - стоянка для туристических автобусов и традиционный ресторан с террасой и сувенирным киоском. Вход в пещеру стоил не дорого (5 марок), но мы туда не пошли, поскольку местные спелеологи бойкотируют эту пещеру по политическим мотивам: пещера была расчищена во время войны заключенными под руководством офицера СС, который после войны был инициатором её использования для туризма, и которого за это (за инициативу) местные власти приняли в почётные граждане Поттенштайна. (Вообще-то там целая отдельная история). Поглазели на внушительный вход, минералы и открытки с подземными ландшафтами, сели в машину и поехали к условленному месту, где была запланирована встреча с другом Бернхарда - спелеологом из Мюнхена.

Друга на стоянке возле трассы пока не было, поэтому мы решили слегка перекусить. Пока жевали бутерброды и пили чай из термоса, подкатил красный "Опель", из которого вылезли два симпатичных молодых человека и направились к нам. Это был друг Бернхарда Томас (высокий, симпатичный, в чёрном берете) и его товарищ по спелеоклубу Матиас (среднего роста крепыш с "фундаментальной" шеей и в маленьких очках). Познакомились и сразу же, не теряя времени, сели в машины и поехали к пещере.

Через пару километров свернули с шоссе в лес, проехали ещё немного и остановились на перекрёстке грунтовых дорог. Здесь вытащили из багажников транспортники со снарягой и начали переодеваться в "подземное". Немцы были все в "фирме" - французские непромокаемые комбезы и специальные "нижние комбезы" из синтетического изотермика, каски и свет фирмы "Petzl". Мы выглядели гораздо скромнее: сын мой натянул ярко-жёлтый рабочий комбез с фирменной нашивкой "Лазурит" (производство красок), а я, по крайней бедности, надел старую летнюю куртку и рабочие штаны на лямках. Бернхард выдал нам каски со светильниками. Кольке достался электрический вариант. Мне же Бернхард предложил "ацетиленку", каковую я там впервые увидел "живьём". Конечно же, я с радостью согласился, поскольку давно интересовался, насколько такая лампа хороша под землёй.

От перекрёстка прошли по дороге с полкилометра и свернули в лес. Вход в пещеру оказался всего в полусотне метров от дороги и представлял собой небольшую провальную воронку (диаметром всего 3-4 метра). Неподалёку располагался понор, завершающий сухую карстовую ложбину, через который вода весной поглощается в пещеру. Пещера называется Фуксбюльпонор. (Оказалось, что "понор" - он и в Африке понор"). Вход вертикальный. В ней до этого из нас бывал только Бернхард.

фото

Навесили за дерево короткую тросовую лестницу (тоже не самоделка, а фирменная). Бернхард пошёл первым, но сразу же вернулся и сообщил, что нужна страховочная верёвка, поскольку лестницы не хватает метра три до дна. Томас закрепил страховку, и все по очереди спустились под землю, идя в распоре и держась за верёвку. Там было метров 7-8 вертикали. Далее пришлось немного расчистить лопатой крутой наклонный шкурник с клыками, за которым оказалась довольно интересная пещера со множеством ответвлений, вертикально ориентированных ходов-расщелин (высота около 10м при ширине 0,3-0,5м в самой широкой части), каменистым руслом, ведущим к крошечному озеру (1кв.м) - "окну" в сифонный ярус. За сифоном, как сказал Бернхард, пещера идёт ещё метров двести. На обратном пути осмотрели ещё несколько тупиков, полюбовались на кальцитовые драпировки, встретили летучую мышь, которая долго летала туда-сюда между нами, и пошли наверх. Пещера по характеру проходимости примерно соответствует кулогорским пещерам плюс необходимость постоянно карабкаться в распорах то вверх, то вниз, минус наши холод, обводнённость и чистота/красота гипсов. Наверх вышли без проблем. Под землёй были около двух часов. Немцы сказали, что пещера относительно чистая, обычно в здешних дырах полно глины.

Времени оставалось ещё много, поэтому мы вполне успевали сходить в ещё одну пещеру. Вернулись к машинам, грязное барахло сложили в мешки и порулили в другую деревню.

Минут через 10 въехали в симпатичную деревеньку - прямо к харчевне (по-немецки - "кнайпа", небольшой ресторан). Вышли из машины и прочитали, что харчевня со вчерашнего дня закрыта по причине отпуска хозяев. Я сначала не понял, а после выяснилось, что пещера принадлежит хозяевам харчевни, и что здесь довольно частенько собираются изрядные компании спелеологов - пообщаться и обсудить совместные планы. Бернхард показал вход в пещеру - небольшая скала (прямо между хозяйственными постройками) с нормальной деревянной дверью, закрытой на навесной замок. Над дверью - табличка с названием пещеры. Кстати, официальное название пещеры - "Hohle ohne Namen bei Steinamwasser", что в переводе означает "Безымянная пещера возле Камня-у-воды". Сплошная экзотика!

Несколько смущенные столь неудачным стечением обстоятельств, наши немецкие друзья предложили попить кофейку в соседней харчевне, которая была вполне "в строю". Зашли в эту "кнайпу, где компания местных завсегдатаев пила пиво и слушала футбольный радиорепортаж. Мы сели за стол, заказали кофе с яблочным пирогом и начали "культурный обмен": смотрели мои и Бернхарда пинежские фотографии и наш альманах, который я прямо тут же и подарил Бернхарду - "от лица русских спелеологов". Мы с сыном рассказывали про северные пещеры, немцы - про недавние поездки в Румынию и предстоящую экспедицию в Индию. После ещё пообсуждали особенности ацетиленовых ламп, обменялись адресами и договорились, что будем поддерживать контакт.

Интересно, что ребят поразило наличие тёток на наших подземных фотографиях. Оказывается, среди немецких спелеологов почти нет женщин! Так, например, в Мюнхене на несколько спелеоклубов и несколько сот спелеологов наберётся всего с десяток спелеологинь. Глядя на русскую красоту, парни нам откровенно завидовали.

Уже в лёгких сумерках распрощались с Томасом и Матиасом и поехали к месту нашего ночлега - в деревню Мюльбах (буквально - "Мельничный ручей"), до которой было около 150 км.

В Мюльбахе сразу же пошли в маленькую "кнайпу", где было накурено и полно народу. За отдельным столом сидела группа из 9 спелеологов (в том числе - две женщины), которых, правда, было почти невозможно отличить от прочей публики. Они после работы под землёй пили пиво, дожидаясь заказанных блюд. Один из них прижимал что-то холодное к большому свежему "фонарю" вокруг правого глаза. Оказалось, что это его только что "присветило" мощной дрелью, когда заклинило сверло в подземном забое.

Бернхарда они почти все знали. Нас он представил как "русских спелеологов из Германии", чем очень развеселил всю компанию. К столу придвинули ещё один маленький столик - для нас. Мы заказали пиво и яблочный сок с минералкой, чтобы было веселее дожидаться наших "шницелей по-венски". (Надо сказать, что мы с сыном были "в гостях" у Бернхарда, он всё оплачивал - из чувства искренней благодарности за замечательно организованную для него поездку в Пинегу. Получалось, что мы вкушали плоды благодарности за гостеприимство наших архангельских друзей! Плоды были вкусными).

В процессе разговоров за столом выяснилось, что этот народ (возраст от 30 до 45 лет) является "объединением" или "рабочей группой" спелеологов из разных клубов, которые занимаются исследованием местной пещеры. Они работают уже более 6 лет, за это время пещера удлинилась с 80м до 1300. Основная работа - копать и расширять шкурники. Самое замечательное, что последние полтора года они занимаются проходкой штольни в старом карстовом цирке, рассчитывая пройти сквозь глыбовую осыпь в пещеру. За это время ими пройдено около 50м штолен - с крепью в осыпи и прорубкой в монолитном известняке. Работают как сумасшедшие! (Но об этом надо рассказывать отдельно и подробно - оно того стоит). После ужина, тут же - в кнайпе, показали им наши пинежские фотографии. Всем очень понравилось.

После ужина пошли в местный "Дом культуры (так прям и называется - "Культурхаус"), в котором спелеологам выделена комната для снаряжения и все удобства. В небольшом зале на сдвинутых столах - бутылки пива, кофейники, сахар, печенье, варенье, хлеб, спелеожурналы, топопланы и пр. Здесь "предводитель" группы Дитер показал нам планы их любимой пещеры, вырытых штолен и кучу сопутствующих материалов. В том числе - компьютерные модели пещеры, о каковых я много слышал, но никогда не видел. Долго общались, обсуждали их проблемы. Я даже подкинул им интересную идею - нашу методику измерения слабых воздушных потоков ("Ветер"). Они этим весьма заинтересовались, поскольку роют, ориентируясь по тяге воздуха в щелях - "носом по ветру". Нас с сыном больше всего поразило то, как легко, влёт, схватывали идею немецкие спелеологи, несмотря на мои довольно скромные познания в спелеотерминологии на немецком. По ходу объяснения сразу задавали весьма толковые вопросы. Самым сложным оказалось объяснить им, что такое "марганцовка". Никто из них, как выяснилось, в жизни ничего такого не видел (ах Запад!). С грехом пополам вспомнил (почти правильно) химическую формулу и латинское название ("калииумперманганат"). Пообещал прислать им пару граммов "чудо-порошка" из личной домашней аптечки, - должно хватить для первого пробного эксперимента.

После они показывали нам слайды про горнопроходческие работы в карстовом цирке, о поездке в крупный древний метеоритный кратер и о находке того самого динозавра в карьере (оказалось, что его нашёл вышеупомянутый Дитер). Динозавр, кстати, был водоплавающий - с ластами вместо ног. Все много шутили и подкалывали Дитера. Психологическая атмосфера - почти такая же, как и у нас!

фото

Спали в зале на полу в спальниках. Часть народа разместилась в отдельных номерах. Утром встали около 8 часов, позавтракали с кофейком (каждый ел свой личный перекус!) и начали собираться на работу. Мы переоделись в комбезы прямо у машины и пошли на обход всех экскурсионных объектов. Сначала посмотрели крупный карстовый источник, который своей водой уже пару сотен лет вращает колесо мельницы. Потом пошли смотреть штольни. Впечатляет, однако! Выработка имеет весьма сложную конфигурацию: прямой наклонный участок - колодец 6 м в монолите - два горизонтальных участка под почти прямым углом. Сечение хода - квадрат 80 х 80 см. Стены, пол и своды штолен оборудованы крепью из брусков и досок. Народ размещается на поворотах и таскает на верёвках туда-сюда пластмассовые корытца с грунтом и камнями. На поверхности ёмкость с грунтом (пластмассовая канистра со срезанным боком) съезжает от входа на роликах по натянутой верёвке вниз вдоль склона и автоматически опрокидывается, доехав до конечного карабина. Для полноценной ритмичной работы нужна бригада из 8 человек. В штольнях тепло и сухо, проведены электрический свет и телефон. Вход закрывается деревянной дверкой с навесным замком.

Пожелали народу удачи и пошли в пещеру Мюльбах. Для чего сначала поднялись по крутому склону почти до верха долины. Вход совсем небольшой - на склоне воронка метра два в диаметре, из которой вниз идёт заваленный сухой листвой наклонный лаз в пещеру. Морфология пещеры была тоже очень близка к кулогорской, с той разницей, что шкуродёры очень часто были вертикальными. Было очень тепло (+8) и сухо. Когда в очередном шкурнике на моих рабочих штанах оторвалась пуговица, держащая одну из лямок, куртка начала вылезать наружу и цепляться за все клыки. Пришлось снять её, и я прошёл почти всю пещеру в рабочих штанах и простой фланелевой рубашке. Проходимость моя от этого только улучшилась, но было так "жёстко и остро" ходить по всем этим шкуродёрам, что тело моё после выхода оказалось украшенным десятками синяков, ушибов и царапин. (Такого со мной сроду не бывало на мягких кулогорских глинах в двойной шерсти и гидре!). Не замёрз ни капельки. Наоборот - много потел по шкурникам. Пещера представляет собой тектонический разлом с обычным глыбовым заполнителем. Спелеологи расчистили проходы в этом гигантском глыбовом завале, кое-где установив металлические и деревянные подпорки и распорки. Спустились мы, примерно, на -40м от входа (максимальная глубина -60м), в нижней части осмотрели пару небольших обвальных залов (вполне кулогорского масштаба), а также одну небольшую камеру с красивыми натёками - сталагмитами разных форм, сталактитами и драпировками (самая красивая часть была отгорожена от "тропы" яркой красно-жёлтой пластиковой лентой - для лучшей сохранности). Обратный путь наверх занял около 45 минут. Весь выход - чуть больше 2 часов. Всего мы осмотрели там не более 250м ходов. Я в подобной "разломной" пещере побывал впервые.

На обратном пути заглянули к штольне - поделиться впечатлениями о пещере и попрощаться. Распрощались тепло, получили приглашение приезжать ещё, обменялись адресами электронной почты. Хороший народ. Находясь под впечатлением от всех увиденных рукотворных "гигантских свершений", я на прощание сказал им комплимент: "Немецкие спелеологи - точно такие же чокнутые, как и русские!" Комплимент был принят с воодушевлением.

Мы остались очень довольны поездкой. Сыну понравилась "спортивность" пещер. Мне было весьма интересно побывать в не экскурсионных известняковых дырах и поудивляться общности их морфологии с нашими гипсовыми пещерами (фрагменты некоторых ходов). Давно я столько по шкуродёрам не лазал!

Октябрь 2000 г.

-----------------------------

P.S. Хотелось бы ещё поделиться одной особенно мне понравившейся деталью. Весьма интересна причина, почему эта "рабочая спелеогруппа" столько лет с поразительным упорством "делает дыру" почти из ничего. Ведь в их распоряжении есть только несколько косвенных признаков, показывающих, что верхняя пещера, вероятно, имеет какую-то связь с глыбовым завалом в нижнем карстовом цирке. А в теоретическом обосновании самой идеи больше мечты и веры, чем чётких научных "формул". (И мне лично это очень импонирует!). Они поставили перед собой цель: сделать пещеру Мюльбах самой длинной в Швабских Альбах (географическое название этой местности) и готовы идти к ней ещё пару десятков лет. Почему так? Зачем столько усилий, когда всего в нескольких часах езды располагаются сотни крупных альпийских пещер? Дитер - инициатор, идейный вождь, вдохновитель и руководитель всех этих работ ответил на данный вопрос примерно так: "Мы хотим стать первым примером для всех немецких спелеологов, как небольшая группа увлечённых людей может, не считая трудов, добиться большого результата. Весь мир уже давно "отрывает" новые крупные системы - поляки, румыны, французы, итальянцы, русские… Все копают! И только немцы ходят по "готовым" дырам. Потому-то и нет у нас уже много лет своих крупных открытий. Мы "сделаем" эту пещеру и покажем, что такое возможно и у нас. За нами пойдут другие". Говоря по-русски - им "за державу обидно"!

Далеко на Севере назад оглавление вперед Стихи и песни разных авторов