назад оглавление вперед

ПЕЩЕРА ВИЗБОРОВСКАЯ. ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
5.03 -11.03.2002
Состав: Кабанихин Александр, Лускань Елена, Потеряхин Сергей,
Пологлазкова Екатерина, Титов Владимир, Бутаковы Ольга и Олег.

Вот, наконец, мы в пути. Нам приветливо светит весеннее солнце. Машина выехала из города, вся команда в сборе, и мы безмерно счастливы, что едем, а тревоги и сборы позади. Сама экспедиция до последних дней была под вопросом, даже был запасной вариант выезда в Чугский заказник, но все уладилось.

Подъезжаем к Голубино. Нас уже ждут на дороге работники заповедника: Шаврин Александр с товарищем. Они загрузили на сани, прицепленные к "Бурану", большую часть груза - снаряжение и продукты. Большое спасибо им за помощь.

Мы встали на лыжи, надели полегчавшие рюкзаки и в 16 часов двинулись в путь. Еще светило солнышко, белый снег слепил своей чистотой, и особое радостное настроение переполняло нас. Мы шли по широкому, твердому следу от саней, улыбались, шутили, помогали друг другу. Вечерело. Прошли избу на озере Сычево, где немного отдохнули и попили чаю из термосов. Затемно подошли к избам на озере Железное - месту нашего лагеря. В большой избе уже было натоплено, на плите стоял горячий чайник. Забота уехавших дальше работников заповедника приятна. Отдохнув, мы принялись за хозяйственные дела.

Участники экспедиции
Участники экспедиции (слева направо): Титов В., Лускань Е., Бутаков О., Пологлазкова Е., Кабанихин А., Потеряхин С.
Фото Бутаковой О.

2 день. Задачей нашей экспедиции было дальнейшее изучение и продолжение топосъемки пещеры. И уже с утра, после небольших сборов, мы были готовы к работе. Лыжню тропить не пришлось, она была проложена хозяевами до самого урочища Горбы, а также до пещеры Кумичевка. День был хороший, солнечный, стоял легкий морозец. Мы шли не спеша, наслаждаясь тишиной заповедного леса и рассматривая на снегу следы зверей и птиц.

После небольших поисков находим один из входов в пещеру Визборовская, который значится под номером 257Б. Отсюда экспедицией 1998 года началось исследование средней части пещеры и топосъемка магистрального хода вниз по течению подземного ручья до сифонного пережима. В этот раз мы начнем изучение верхней части пещеры и двинемся в противоположную сторону на юго-восток. Пока ребята спускаются и осматривают пещеру, мы вдвоем с Сашей ищем другой вход под номером 257 Д, расположенный примерно в ста метрах на северо-запад. С него в апреле 2000 года проводилось исследование нижней части пещеры и c выходом в пещеру Кумичевка. Между этими входами остался не отснятым участок пещеры - красивый зал протяженностью около 80 -100 м. Наши поиски не увенчались успехом. Ходить по глубокому снегу на лыжах по шелопам дело малоприятное. Накувыркавшись вдоволь и сбившись с пути, мы поворачиваем обратно. Решаем, что лучше наденем гидрокостюмы и попадем в эту часть пещеры через сифонный пережим. Пока мы с Сашей "рыли снег", основная часть группы осмотрела среднюю часть пещеры, пообедала и начала делать топосъемку от зала Ледниковый вверх по ручью. В этой экспедиции мы решили отказаться на перекусах от применения примуса, и пошли на небольшой эксперимент. Утром в большой термос кладем вермишель быстрого приготовления и заливаем кипятком, а в другой - чай. После 2-3 часов работы под землей возвращаемся к месту перекуса, быстро едим горячий суп, пьем чай с бутербродами и конфетками и возвращаемся к топосъемке. Конечно, после недели такого рациона, мы не могли спокойно смотреть на макароны, но зато экономили время и силы на готовке пищи, и участники не успевали сильно замерзнуть во время обеда.

Отсняв около ста метров, мы поднялись на поверхность. Погода стояла чудесная. Пользуясь случаем и тем, что у нас есть силы, мы решили дойти до пещеры Кумичевка. С трудом спускаемся по крутому склону в долину реки Кумечевка и осторожно идем по замерзшему руслу реки. Кое-где проступает вода. Огромный и величественный вход окрашен лучами заходящего солнца в красно-розовый цвет. Большой ледяной язык застыл на входе, спускаясь внутрь пещеры небольшими ступенями - наплывами. Где-то внизу, под всей этой массой льда, слабо журчит ручей, вспоминая какой мощной, грозной рекой он был весной. Саша удивляется: "Надо же, первый раз въезжаю на лыжах в пещеру!". Мы пытаемся фотографировать, хотя условия уже не те. Вечереет. Возвращаемся в лагерь - немного усталые, но очень довольные.

Многолетняя наледь
Многолетняя наледь в Ледниковом зале. Фото Бутакова О.

3 день. На берегу озера Железное мы жили в двух домиках. В первом, поменьше, расположились я, Ольга и Володя. Во втором, попросторней, жили Саша, Сергей, Лена и Екатерина. Так получилось, что наша избушка всегда просыпалась раньше. Вот и сегодня Володя встал ни свет, ни заря, пошел к костровищу и ровно в 6.00 исполнил для нас Гимн России. Но так как новых слов никто не знал, пришлось ему исполнять Гимн Советского Союза. Понравилось, хотя и были недовольные столь ранним пробуждением.

Сегодня в пещере работали двумя бригадами. Первая продолжила вчерашнюю топосъемку магистрального хода, а вторая прошла дальше до огромного зала протяженностью около 100 метров, шириной до 20 метров и высотой до 8 метров. Посередине вдоль ручья тянется уступ высотой шесть метров, который делит зал на две части. Поэтому приходится вести два азимутальных хода, один по верхнему ярусу, а второй по нижнему (по руслу ручья). Метров через 50 уступ понижается, сходит на нет, и мы выходим на оперативный простор. В это время первая бригада выходит к нам в зал, заканчивает свой участок топосъемки. Возвращаемся все вместе к месту перекуса и после обеда продолжаем работу. Около шести часов вечера поднимаемся на поверхность. До ночи занимаемся камералкой, а ровно в полночь начинаем празднование Дня 8 Марта. Володя угощает нас тортом собственного приготовления.

4 день - 8 Марта. Сегодня Вова начал петь в 7 утра. "По просьбе трудящихся" гимн был заменен на песню о любви. Целое утро он пел для наших милых дам, успев откопать костровище и развести огонь. С этого дня мы окончательно перешли на приготовление пищи на костре - удобнее, быстрее и привычнее.

Сегодняшний день отметили хорошей работой в пещере. Первая группа продолжила топосъемку и вышла к подземному водопаду. Я, Саша и Лена, надев гидрокостюмы, попытались пройти сифонный пережим. Нам нужно было попасть в зал, отснять его и закончить топосъемку нижней части пещеры. Первым в ручей лег Саша и осторожно, нащупывая ногами проход, стал продвигаться вперед. Вроде и ход широкий, и воды немного, а пройти не можем, все замыто, затянуто песком. Пришлось Саше пробивать дорогу ногами, углублять телом русло ручья. Еще немного и слышится радостный голос: "Прошел!". Теперь наша очередь. Без особых приключений мы с Леной проходим сифон, немного отдыхаем, осматриваемся и двигаемся вперед. После небольших поисков находим пикет под номером 173, здесь была закончена топосъемка пещеры в 2000 году. Привязываемся к нему и начинаем работать. Снимаем на одном дыхании, стараясь аккуратно, без ошибок вести замеры. Сквозит. Начинаем мерзнуть. Перекус не взяли, но Саша достает откуда-то несколько конфет, протягивает Лене и извиняется за такое экстремальное празднование международного женского дня. В этом зале нас поразил огромный камин, который мы обнаружили среди нагроможденья плит и блоков. Вернее мы его услышали. Стоим на краю уступа, а сверху из щели струей бьет вода и с шумом падает вниз. Завораживающее зрелище! На обратном пути снимаем пережим, соединяя тем самым две крупные части пещеры. Вечером у нас праздничный ужин. Мы поздравляем наших милых спелеологинь, а Саша дарит вместо цветов каждой по ананасу. Это что-то!

5 день. За три дня работы отсняли около 700 метров, накопилось много материала. Было решено, что Саша и Лена остаются камералить, а мы впятером идем на выход. Сегодня решили сделать разгрузочный день и "подчистить хвост" экспедиции 1998 года. Тогда не успели доснять участок пещеры, по которому течет ручей Северный - приток ручья Визборовского. Но перед этим мы решили посмотреть на поверхности то место, откуда начинается наша пещера. Мы с трудом спускаемся в Мосеевский лог, преодолевая нагромождения глыб, блоков, рискуя сломать лыжи в какой-нибудь трещине. Когда идти стало невозможно, снимаем лыжи и пробираемся вперед уже пешком. Вот показался небольшой скальник - грот, а самого водопада не видно и не слышно. На входе большие ледяные колонны, застывшая музыка водопада. Прислушиваемся, что-то журчит там внутри. Осторожно очищаем лед от гипсовой муки и заглядывает внутрь через прозрачный лед. Там струится вода несколькими ручейками, падая вниз и утекая вглубь пещеры. Вот оно начало, жаль - непроходимое. Возвращаемся. По пути находим вход под номером 257-А, где мы будем работать завтра.

Обедаем на уже привычном месте, в пещере. Перекус и чай согревают нас, и мы приступаем к топосъемке линейного хода вдоль русла. Снимаем до тех пор, пока можно было ползти по борту ручья и не лезть в воду и жидкую глину. Сегодня вернулись в лагерь пораньше. Нас ждал ужин, который приготовил Саша. Да, в ресторанах такой вкусной кашей не кормят!

6 день, последний. Сегодня заканчиваем работу в пещере. У нас остался небольшой участок от входа 257А, который снимали я, Лена и Катя. Вход провально-расщельного типа. Между глыбами по узкому лазу сложной формы мы попадаем в небольшой ход, по которому течет ручей Водопадный - один из притоков ручья Визборовского. Идем по руслу и через десяток метров подходим к шестиметровому водопаду. Вода с шумом и клекотом поглощается в расщелину, чтобы через несколько метров ниже выплеснуться в нижний ярус. Мы начинаем топосъемку верхнего яруса от водопада до того места, где ход перекрыт осыпью. Вода здесь двумя потоками вдоль стенок огибает осыпь, но для человека это непроходимо. Мы любуемся кальцитовыми натеками. Несколько метров свода покрыты тонкими иголочками-щеточками, маленькими гребешками. Настоящее украшение пещеры.

А в это время другая, мужская, группа, надев гидрокостюмы, штурмовала ход по Северному ручью. Ребята прошли около ста метров, преодолели два полусифона и нашли новый выход на поверхность. Саша пробовал пройти дальше, но пещера не пустила. Возможно, в будущем есть смысл провести поиск на поверхности в данном районе, найти этот вход и возможное продолжение пещеры.

ИТОГИ. За неделю отснято около 1100 метров, и на сегодняшний день пещера Визборовская имеет протяженность 2740 метров. Общая длина пещерной системы Кумичевка - Визборовская составляет 7260 метров.

- - - - - -

Перспективы исследований спелеосистемы Кумичёвка-Визборовская

Основным, наиболее перспективным, участком пещеры Кумичёвка является её конечный сифон, в самой северной части пещеры. В него поглощается река Кумичёвка. Предположительное место разгрузки р. Кумичёвки в р. Сотку находится в 3 км к северу от конечного сифона, в районе п. Медея (Сотка-21). При прохождении сифона имеется перспектива продолжения пещеры более 3 км при значительных объёмах. Наличие древних галерей в нижней части пещеры Визборовская, расположенных поперёк магистрального хода, свидетельствует о наличии системы древних ходов, параллельных пещере Кумичёвка, которые должны продолжаться в северном направлении и соединяться с продолжением спелеосистемы. Не исключается и вариант продолжения пещеры вдоль левого борта Мосеевского лога.

Вторым перспективным участком п. Кумичёвки является место выхода ручья из-под левого борта, в 40 м ниже зала Сводчатого. В 150 м вверх по потоку этого ручья расположена пещера Зазеркалье.

В п. Кумичёвке имеется не отснятый участок с выходом на поверхность, который расположен в 130 м вверх по ручью от входа № 3 в зале Валдай. Начало хода на высоте 6-7 м над урезом воды, ориентировочная длина - 70 м.

В п. Визборовской также имеется не отснятый участок длиной ~100 м, расположенный в верховьях ручья Визборовский, от поглощения ручья на поверхности под водопадом, до выхода его в основную галерею, в 40 м выше устья ручья Водопадного. Этот участок имеет самостоятельный вход (№ 257/2) в 30 м на СЗ от поверхностного водопада, в виде окна среди глыб под небольшой скальной стенкой в подошве борта.

Имеется большая перспектива продолжения п. Кумичёвки на юг от основного входа (№ 1). В сентябре 2001 г. В.Н. Малков нашёл вход в новую пещеру (№ 511), который расположен в 1 км к югу от основного входа п. Кумичёвки. Длина её более 60 м. Вход находится в крупной котловине.