назад оглавление вперед

ИСПАНИЯ. КОРРИДА. ФЛАМЕНКО. АХ!
Да, да, конечно, пещеры...

Сообщение в спелеологической почтовой рассылке от 1.05.2002

...Клуб спелеологов МГУ и команда CAVEX, при поддержке испанской федерации спелеологии, проводит экспедицию в пещеру Sima G.E.S.M. (Испания, Андалузия).

Историческая справка. Входной колодец Sima G.E.S.M. был открыт 23 сентября 1972 года группой испанских спелеологов. Шесть лет понадобилось испанцам, чтобы дойти до глубины 1074, где большой зал был полностью заполнен водой. Спелеологи пытались найти обход сифона, исследуя потолок и стены зала, но сухого продолжения пещеры не было. В 1979 году польская команда сделала первую попытку погружения в сифон - спелеоподводник нырнул на 24 метра. В 1989 году испанцы собрали мощную экспедицию и затащили воздуха уже на двоих подводников. Погружение состоялось, и вроде бы даже сифон был пройден, но, к сожалению, никакой более или менее точной информации о глубине и длине, а главное, что там за сифоном, выявить не удалось. Sima G.E.S.M. во многом стала культовой пещерой, экспедиций было много, но ни испанцы, ни какая другая европейская команда решимости на повторное погружение в сифон не нашла.

Целью нашей экспедиции является дальнейшее исследование сифона с перспективой работы в засифонной части. Под флагом экспедиции собрались представители семи городов бывшего СССР. Несмотря на разношерстный состав, количество участников и их опыт позволяют надеяться, что заброска подводного снаряжения будет проведена успешно. Количества баллонов с воздухом должно хватить не только на акклиматизационные погружения, но и, если понадобится, на засифонную работу. Пять человек из сегодняшнего состава экспедиции в 1996 году работали в этой пещере, так что пещера нам знакома, и мы реально представляем те трудности, с которыми придется столкнуться.

Общее руководство экспедиции осуществляет Антон Чичеров, КСМГУ, руководитель подземной части экспедиции Денис Провалов, CAVEX, руководитель подводных работ Андрей Шумейко, КСМГУ.

Участники экспедиции:

Александр Кабанихин, Архангельск,
Сергей Краско, спелеоклуб "Геликтит", Минск,
Жанна Некипелова, КСМГУ,
Серхио Гарсия Дилс де ла Вега, CAVEX, MTDE.

Сообщил Денис Провалов.

- - - - - -

Сообщение в спелеологической почтовой рассылке от 24.05.2002

Спелеологическая удача и подводное везение позволили Андрею Шумейко и Михаилу Некрасову совершить подводные погружения в конечный сифон пещеры Sima GESM. Совместная экспедиция команды CAVEX , спелеоклуба МГУ и Федерации спелеологии Андалусии (Испания).

рисунок

310 метров вновь проложенного ходового конца (старые ходовики уходят под песчаную дюну через 90 метров после начала сифона) принесли более 100 метров нового подводного хода, но не вывели в сухое продолжение пещеры. О том, что в за сифоном должна быть сухая галерея рассказывали испанские спелеологи, но какой-либо толковой информации не давали. По результатам их экспедиции проведенной 12 лет назад через 180 метров сифона было обнаружено сухое продолжение пещеры. За эти годы никто не пытался повторить попытку погружения в Sima G.E.S.M. Первый раз мы работали в этой пещере весной 96-го, и уже тогда созрела мысль о попытке прохождения сифона, но получить полную информацию о сифоне не удавалось. Да и о самих испанских подводниках, которые ныряли в сифон, сведения всегда были разные: то один из них погиб в пещере, то он сидит в тюрьме, а другой стал отшельником - словом, все, что касалось сифона в Sima G.E.S.M было неопределенно и мутно.

Наша экспедиция располагала минимальным временем (12 дней), чтобы сделать навеску, доставить 21 транспортный мешок с грузом в лагерь на -1050 и к сифону на -1076 м. Три дня полноценной работы в сифоне, девять семилитровых баллонов и шесть мешков с подводным снаряжением позволили совершить последовательно 4 погружения на 80, 100, 310 и 120 метров по длине сифона.

Ходовой конец предыдущих экспедиций обнаружить не удалось (видимо, далее 100 метров его замыло песком и глиной), поэтому пришлось фактически заново обследовать сифон. Первые 100 метров представляли наибольшую трудность для подводников. Плавный спуск до глубины 20 метров по песчаной "наклонке" приводит к перегибу высотой 1,5-2 метра и выходами глины на дне. Далее подъем по крутой песчаной дюне до глубины 7 метров и снова спуск до 18. На этом участке очень плохая видимость, да и наличие трех ходовых концов затрудняет прохождение. Следующие 200 метров подводного хода - галерея шириной от 5 до 10 метров при высоте от 2 до 5 метров. Сифонный ход продолжается.

В то время, пока шла работа в пещере, на поверхности случился невиданный для Андалусии катаклизм: налетел ветер, опустился туман и ВЫПАЛ СНЕГ. Прямо из нашего базового лагеря, который стоял в ближайшей от пещеры воронке, утром отчетливо видна Африка, т.е. это самый юг Испании. При выходе на поверхность мне показалось, что я на Фиште, да еще и глубокой осенью. Расход воды в пещере увеличился, но все же не настолько, что бы пережидать паводок или жаловаться на водопад в двухсотметровом колодце.

фото

Самым сложным моментом нашей экспедиции, естественно, был подъем на поверхность всего подводного снаряжения, веревок и лагеря. Так как мы до самого последнего момента не оставляли надежду найти продолжение пещеры за сифоном, то на выемку снаряжения времени у нас оставалось крайне мало. За 40 часов до самолета - лагерь, навеска и кое-что из подводного снаряжения еще были на глубине 1000 метров!!! В последние часы экспедиции все члены команды проявили себя выше всяких похвал. Несмотря на непогоду, мокрые изотермики" и общую усталость, все работали прекрасно, и в итоге вынули почти все, что планировали. Особая благодарность испанским и французским коллегам, которых Серхио умудрился привлечь нам на помощь. Некоторые из них для этого проехали на машинах две тысячи километров, причем, они не только взяли на себя пещерную работу последнего дня, но и перетаскали большинство наших мешков к дороге.

Уже перед самым самолетом, глубокой ночью, на телефон Серхио перезвонил тот самый испанец, который погиб, а потом сел в тюрьму. По его описанию, на 200-ом метре сифона нужно всплывать вверх, чтобы попасть в сухую пещеру. Пещеры - дело темное, а сифоны - еще и мутное. Так что ясности, как не было, так и нет. И испанец мог нырять и найти проход, и наши могли проскочить - "ходовик" замыло, а озеро Шум мог просто проглядеть во время самого дальнего 310-метрового заплыва. Интересно, что Михаил нашел под потолком воздушный пузырь, который он заметил не сразу, т.к. поверхность воды покрыта тонкой кальцитовой пленкой и снизу кажется, что ты находишься под ровной плитой свода. Возможно, что за 12 лет засифонное озеро таким же образом замаскировалось. Проверить это можно, только организовав еще одну экспедицию на дно пещеры.

Благодаря сильной и ловкой команде поддержки, нам удалось в кратчайшие сроки навесить веревки, доставить груз, провести погружения и вынести снаряжение из пещеры. Хорошая погода под землей и реальная помощь на протяжении всей экспедиции испанских спелеологов также помогли нам в работе. Если свести воедино все эти факторы еще раз, то становится совершенно реальной организация новой спелеоподводной экспедиции с целью продолжения исследования сифона и поиска, теперь уже легендарного как Земля Санникова, сухого продолжения пещеры.

А еще - спасибо Хиллари и Тенсингу из города Архангельска за мужество за рулем (от Архангельска до Малаги и обратно двенадцать тысяч километров), и, конечно же, всем испанским bamberos и нашему большому другу, без которого, наверное, ничего бы не состоялось - Серхио Гарсиа Де Ла Вега.

Сообщил - Денис Провалов.

план пещеры
- - - - - -

Правдивый рассказ участника экспедиции архангелогородца
Александра Васильевича Кабанихина

Вся эта история про поездку в Испанию в экспедицию казалась "виртуальной нереальностью" и поэтому, если и доставляла хлопоты, то не навязчиво и без лишней суеты. Полтора года назад, меня и Некрасова взяли в экспедицию МГУ на Сумган-Кутук , меня - в качестве "шерпа", Некрасова - в качестве "красителя" для доказательства гидрологической связи между подземной рекой Сумган и поверхностного ручья Сакаска, то есть подводника (люблю, знаете ли, подводников...). Там мы впервые и увидели настоящий колодец.

Кабанихин

Колодец оказался еще и 100-метровым и входным, т.е. было достаточно естественного освещения, чтобы ощутить его масштабы в полной мере.

Дополнительным убеждением, что вертикальная спелеология - это хорошо, послужили и памятные таблички о погибших спелеологах на стене колодца. Кроме того, Башкирия в том году была особенно заснеженной, что добавляло некую остроту в наше путешествие. Открытий было много. Нужно учесть, что архангельская спелеология развивалась обособленно и была вещью в себе. Поэтому сложившийся тип отношений оттачивался годами и был естественен, а отдельные индивидуумы, попадавшие к нам в экспедиции из других территорий, очень быстро мимикрировали и не выделялись из общей массы. И потом, так уж получилось, что архангельский экспедиционный тип отношений существовал вне времени и все изменения, которые происходили вокруг, на нем не отражались. А тут - на те, здрасьте, все как-то не так, все не по-нашему, не по-правильному... Но человек привыкает ко всему, привыкли и мы к москвичам, да и они к нам тоже.

Через год мы обновили с Некрасовым наш опыт общения и опыт покорения вертикальных подземных чертог. Сенсей Шум (просьба, не путать сенсей и диджей), как обычно пообещал хорошую погоду и прозрачную воду, и мы с Михой (не оставишь же подводника дома) впервые посетили Хосту. Воронцовские пещеры уже не впечатляли, хотелось сотен метров. В Черном Яре Некрасов с Шумом продолжали оттачивать свое подводное мастерство (по-моему, даже нырнули по разу), ну а я привычно "шерповал". Снег валил нещадно, и у народа начала закрадываться поганая мыслишка: а что это - как только архангельцы приезжают, так и погода не складывается? Но москвичи подобрались незлобивые и нелюбознательные и морды нам, на всякий случай, не наколотили, в смысле - поправить погоду, вдруг, и, правда, дело в нас.

Вертикальный опыт уже не вмещался в наши окрепшие тела, нужна была как минимум ТЫСЯЧА. Конечно, если бы мы знали, что такое ТЫСЯЧА по вертикали, то вот я бы лично, дома у телевизора провел бы эти горячие майские денечки. Не знали. Не знали, что мы не знали, и наши московские друзья, и испанские тоже. У них даже возникали кулуарные сомнения по поводу нашей, так сказать легитимности. Вопрос решился окончательно, когда стало ясно, что без транспорта, который перевезет из России в Испанию снаряжение, экспедиция не состоится. Транспорт, как раз и нашелся у нас.

Представление о романтическом путешествии на машине через всю Европу развеялось через считанные километры после выезда на трассу А-8(Архангельск-Москва). Так называемые "Кэмэл Трофи" отдыхают, потому как на дороге с таким покрытием, не только из машины дух вытряхивается, но и человек разум теряет, что почти и произошло со мной. Думаю, что от такой тряски часть мозга я утерял безвозвратно, а вместе с тем и веру в светлое будущее Европейского Севера. Из путешествия из Архангельска в Москву я вынес одну светлую мысль: войны не будет, они же (завоеватели) не дураки, разведка у них работает, знают, какие у нас дороги, по таким дорогам не ездят, по ним даже не ходят, по ним надо ползать. Ха! Я посмотрю, как долго придется ползти до Архангельска. У империалистов никаких денег не хватит, чтобы построить у нас на Севере хорошие дороги. Так что, народ, отдыхайте!

Некрасов

Европа с видом на автобан, тоже скоро надоедает. Хотя, скажем, я впервые оказался за границей. Морды-то нерусские я и раньше встречал, а вот пейзажи и ситуации - это другое. Едешь себе по автобану, а придорожье - чистое-чистое. Через каждый километр - телефон, через два - стоянка, через пять - заправка. А туалеты: заходишь, не воняет, нигде не наблевано, посредине не навалено, бумага в наличии, причем - не наждачная, какая обычно у нас продается, а "мягонькая", импортная, как раз по назначению употреблять. Так сказать, как только с нуждой справился и отошел, оно все само смывает. На стенах ничего не написано, не нацарапано, не выжжено, короче, скучное место. Но бесплатное. И так, я вам скажу, братцы, на душе гадко делается от этого порядку, аж слезу из глаз жмет… Так на Родину хочется. Чтоб в придорожной "кафешке" тебе пакетированный чаек без сахара рубликов за тридцать "впарили", да булочку, умершую неделю назад, но завернутую в полиэтилен, чтоб мухи не размножались, - за такие же деньги. Чтоб раз километров, эдак, в триста - туалет, наш, родной. Открываешь дверь - и тебя почти с ног сбивает запах человеческого естества, неаккуратно разложенного по всему периметру, ступить некуда. Плюнешь в сердцах и - до ближайшего леска. Да и там осторожничать надо, не ты первый. Эх... дома. Слава тебе, господи! Но это все лирика. Мы же ехали.

Получилось по спидометру до плато Сьерра де Лас Невас 6366 км. По Испании - 1275 км. По Франции - 895. По Германии - 1100. По Польше - 760. От Бреста до Москвы - 1106 км. Москва-Архангельск - 1230.

23.04.02 выехали из Москвы. 27.04.02 прибыли на место. Дорога прошла без приключений и без поломок. Машина была перегружена, поэтому управление затруднялось. Зато упрощалось за счет нежного воркованья московских "орнитологов" Шума и Жанны на заднем сиденье. У них это было почти свадебное путешествие, где, как вы знаете, и происходит первая притирка характеров. Вот они и притирались.

28.04.02. Плато Сьерра де Лас Невас. Высота над уровнем моря где-то 1700 м. Андалузия. В ясную погоду с этого плато видно Африку, так говорят. До нее километров 100. Я не разглядел ни Африки, ни негров. Вчера приехали поздно, когда все спали, и встречаемся со всеми только утром. Со многими первый раз. Это всегда интересно. Что такое спелеология понятно, а вот люди, они же все разные.

Дон Серхио не только провесил пещеру до -300, но и организовал испанцев на заброску базового лагеря. Коварное испанское солнце в сговоре с ветром, изрядно подпалило наши северные, подзаплывшие легким жирком туши. Народ, конечно, подобрался стройный, не угнетенный целлюлитом, но к середине экспедиции у многих глазки засверкали, щеки "повпали", животы "подлепило" к позвоночнику. Хотя "провианту" хватало. Питание было несколько сумбурное, но достаточное. Нужно сказать, что частью снаряжения, ехавшего на машине, как раз и были продукты, тушенка, сгущенка, макароны и пр.

погружение

Испанцы, организованные Серхио, шли косяком. Заброска пришлась на выходные и какие-то испанские праздники. Все хотели нам помочь, и, пожалуй, посмотреть на русских. Что ни говори, а русские - это экзотика! Тем более, что Дон сказал, что у русских будет двое северян, приехавших оттуда, где белые медведи по улицам бродят, а песцовые шапки по помойкам шастают.

Навеску и частичную "заброску" снаряжения до -1000 метров закончили 2-го мая. Назавтра четверо человек, а именно: двое подводников - Шум и Миха, и два человека обслуживающего персонала - я и Чич, спустились на -1000, где установили подземный лагерь. Следующий день прошел в дозаброске баллонов и подводного снаряжения к сифону. Поднялись до -800 и со снаряжением спустились до сифона. К вечеру подошли Провалыч с Климом. Они местами перевесили навеску, чтобы не все время по уши в воде, делали фото и видео. Спали вшестером. Нормально.

5-го мая начались погружения. Погрузились. Всплыли. Пока не нашли. С 6-го мая параллельно погружениям и поиску обхода сифона по меандру, началась выброска использованного снаряжения. Если несколько абстрагироваться, то выглядит это мероприятие довольно интересно. Усилиями тридцати человек на глубину более одного километра, выражаясь языком спелеологов, "заброшено", по-обывательски - дотащено, около тридцати транспортных мешков с подводным снаряжением и средствами жизнеобеспечения. А на второй день после начала погружений уже началась "выемка". Выброску закончили 10 числа испанцы и французы, специально приехавшие, чтобы помочь нам и пообщаться. Основная масса снаряги была поднята 8-9-го, напоследок на -300 было оставлено пять "трансов". Испанцы и французы их доблестно достали, правда, один "транс" с баллоном все-таки пропал без вести, так и не дойдя до поверхности. Подводники имели некоторый унылый вид - сифон никуда не вышел. Пройдя 300 метров по сифонному ходу, великого "засифонья" обнаружить не удалось. Кстати неудача никого не угнетала, остался исключительный повод снова организовать мощную экспедицию с теми же целями. Серхио немного взгрустнул, он обещал всей Испании, что "эти русские пройдут сифон". Грусть Дона была недолгой, и все забылось уже на прощальном ужине, перед отъездом из экспедиции. Пещера продолжается, это очевидно, осталось прежняя интересная задача - найти проходимое продолжение.

Дорога домой была нудной и надоедливой. Были и радости - Андорра с ее восхитительными снежными склонами и встреча с нашими немецкими друзьями.

Нужно сделать небольшое отступление, чтобы рассказ был полным, и вспомнить про погоду. Погода была выше всяких похвал, у всех были свои сравнения, у меня - свои. При всей жизненной практичности я не представлял себе в мае устойчивую погоду +25 градусов по Цельсию, также как и по Кельвину, и по Фаренгейту. Нет, у нас на Севере, тоже возможно в мае, на солнце, в закрытом от ветра месте отловить такую жару, но это больше - отдельные, совсем не характерные, микроклиматические частности. А тут - Испания, Андалузия, вечное лето… Пещера +12°C, вода под землей - тоже +12°. Короче - заграница. И я, кроме трусов, ничего с собой и не взял. А зря! Надо было брать лыжи, да еще и две пары, друг на друга, чтобы теплее было. Ну и что с того, что до Африки всего 100 километров?! А холодно, как у нас в Архангельске. Снег сгребать с палатки лучше в теплых рукавицах, а не голыми рученьками. Такого жестоко обмана я не ожидал. Вот мы и приехали на краешек земли...

Подводя итог всей экспедиции, скажу честно, что я получил желаемое. ТЫСЯЧА - это великая вещь. Это так много, сколько я не мог себе представить. Это так мало, по сравнению с ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ. Это очень серьезно, потому что теперь я это себе представляю. ТЫСЯЧА - это надолго, потому что хочется еще.

Полемика о названиях пещер назад оглавление вперед Экспедиция к источнику Сакаска