назад оглавление вперед

Ольга Бутакова (Попова)
Архангельск

ПОИСКОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПАЧОЗЕРО

Это было в тот год, когда нас, новичков Архангельской областной секции спелеологии, приняли в спелеологи, устроив традиционный экзамен. С этого момента мы, как бы, становились "совсем взрослыми" и получали право самостоятельной работы в экспедициях.

Ольга Бутакова (Попова)

Наши руководители, работники Карстового отряда, изучая территорию вокруг известного среди северных рыбаков Пачозера, высмотрели на космических снимках белые пятна оползней, лога, другие признаки наличия карста и предложили нам отправиться туда с целью поиска пещер. В то время интенсивность тренировочных походов в нашей секции была высока, поэтому собраться в маршрут на Пачозеро не составляло для нас большого труда. Линия маршрута была намечена руководством КО.

В составе поисковой группы было 8 человек: Саша Иванников, Боря Гончаров, Оля Вострякова, Оля Цепелева, Миша Некрасов, Андрей Тильман, Лариса Воронина и Оля Попова. Командовал нами Саша Иванников.

Ранним июньским утром речной трамвайчик доставил нас от Красной Пристани вниз по Двине до деревни Ижма. Нас провожала Оля Минина, которой тоже очень хотелось в экспедицию, но экзамены в институте не позволили ей присоединиться к нашей группе.

От деревни Ижма вышли к очень старому зимнику на Мезень. По карте определили, что идти нам предстоит около 2 дней, и что путь этот, идущий через сплошные болота, будет не из легких. Мы четко следовали намеченному маршруту, топали по бескрайним болотным просторам и "кормили" бесчисленные орды совершенно диких комаров, явно радовавшихся столь редкой в этих краях "добыче". Намаза "Дэты" хватало минут на двадцать, толку от этого почти не было, поэтому вскоре мы просто перестали мазаться этой малоэффективной дрянью. Куски марли заменяли нам накомарники, это спасало шею и уши от самого коварного и свирепого "зверя" в лесу.

Нам повезло с погодой. Были солнечные теплые дни, что, впрочем, нас после нескольких часов изнуряющей ходьбы вовсе не радовало. Через речки и ручьи обычно преправлялись вброд. Саша и Боря шли в броднях, поэтому им доставалось перетаскивать нас, "теток", и наши рюкзаки. Если же было слишком глубоко, то перевозчики работали и вовсе без порток.

Через каждый час движения - 15-минутный привал. На одном из них мы скинули рюкзаки и решили перекусить. Перекус был у меня в рюкзаке, я повернулась к нему и … громко вскрикнула от неожиданности. На рюкзаке "загорала" маленькая ящерка, какую я тогда увидела первый раз в жизни, и поэтому очень испугалась. Шок у меня прошел только часа через два, но я очень старалась не показать внешне всю глубину моего "городского" ужаса перед "дикими зверями". Надо мной после еще долго подтрунивали, поскольку я своими воплями довольно сильно всех перепугала.

Группа поисковиков

Вечером стали искать место для палатки, но кругом были все болота, болота, болота… Уже было одиннадцать вечера, стало немного темнеть, народ выбился из сил, и всем было уже все равно, где ночевать. Пристроили нашу шатровую палатку в кустарнике, где было посуше. Ребята отправились на поиски дров, рассчитывая найти несколько чахлых болотных сушин где-нибудь на сухой кочке. По пути они встретили охотников, о чем и сообщили, вернувшись с дровами, но нам уже было ничего не страшно. Быстро поужинав, заснули как убитые.

На следующий день шли по бескрайней, чавкающей под ногами равнине как на автопилоте. Комары нас уже почти не кусали, а может мы уже к ним привыкли, или они уже считали нас своими "братьями по крови" и не трогали.

К вечеру второго ходового дня мы были у цели. Справа от дороги открылся великолепный вид. Озеро состояло из двух частей, которые соединялись протокой. Для лагеря выбрали удобное место на перешейке - так, чтобы были видны обе части озера. На противоположном берегу белел оползень.

Остаток дня мы обустраивались и отдыхали, а вечером Миша и Боря играли на гитаре, остальные пели. (Гитару все это трудное для народа время мужественно нес Андрей Тильман и все время ворчал: "Зачем взял? Теперь, вот, тащись…").

На следующий день было решено до обеда проверить оползень на другой стороне озера. При осмотре берега над оползнем карстовых воронок не обнаружили. Оползень длиной метров двадцать был вызван, скорее, смывом тонкого слоя мха и почвы с крутого склона (около 40 градусов), и был сложен мелким известняковым щебнем. Ничего похожего на карстовые образования не было.

Однако надежды мы не теряли: было решено после обеда разбиться на две группы и поискать карст в других "подозрительных" местах. Кто-то из ребят остался в лагере. Меня взяли с собой Саша и Боря в поисковый маршрут по берегу реки Светлая. "На базу" планировалось вернуться к обеду следующего дня. Почему выбрали выход на ночь, я поняла только потом: комары ложатся спать раньше нас, и утром, пока еще не высохла роса, они не любят вылетать из травы.

- Что брать из еды? - Спросила я у Саши.

- А, возьми сухарей, там попьем чаю и к обеду вернемся. - Ответил он.

Сказано - сделано. В рюкзак-подкидыш положили перекус, аптечку и налегке двинулись по зимнику. Через некоторое время вышли на лог. Масштабы "естественных природных образований" впечатляют! Огромный лог метров 100 шириной с крутыми бортами под 20 метров высотой. По дну лога ни одного деревца, зато трава по колено, и мы сначала даже не заметили ручья Струган. А по бортам лога растут высоченные лиственницы. Мы шли по охотничьей тропе и рассуждали о леднике, который, скорее всего, и промял этот лог. К вечеру вышли к охотничьей избушке. Заглянули внутрь - все прибрано, есть запас соли и спичек. Мы решили, что непрошеных гостей обычно не любят, и продолжили путь.

Саша Иванников

Вскоре ручей стал заметно шире, слева взору открылся еще один лог, на дне которого также тек ручей (вероятнее всего, это была речка Малая Светлая). Ручьи соединялись и впадали в реку Светлая. Здесь мы попили чаю, отдохнули. Дальше решили обследовать берега реки километров на пять вверх по течению. Но прежде сбегали на правый борт лога, где был виден оползень. Там нас вновь ожидало разочарование: ни провалов, ни обрывов, ни воронок. Только мелкие камушки известняка.

Тут ребята, я думаю, нарушили правило ходить, как минимум, по двое. Уж очень хотелось что-нибудь найти. Итак, в два часа ночи (благо в июне ночи у нас "белые") Саша пошел вниз по Малой Светлой, а мы с Борей двинулись по правому берегу вверх по течению реки Светлая. Боря распорядился: "Ты иди по берегу, а я - по верху борта. Так мы быстрее что-нибудь найдем". Около часа я мужественно продиралась через кусты и высокую траву, а потом решила, что лучше будет обходить сырые места верхом. С Борей мы периодически перекликались. Он бегал быстрее.

Ночью в лесу я оказалась тогда впервые, поэтому впечатления от тех нескольких часов и сегодня всплывают в моей памяти очень четко. Вот одна из картинок. Около четырех часов ночи над рекой начал подниматься туман. Продираюсь через кусты, кругом - тишина. Очень тихая тишина. Жутковатая. Кричу Бориса, он откликается, и я вдруг вижу: на другом берегу овражка стоит одна половина (верхняя) Бори и машет мне рукой, а другой половины у него нет! Ее без следа поглотил туман. Тут меня от такой мистической картины охватывает первобытный страх, и я наотрез отказываюсь идти порознь. Прошли еще около километра поверху - никаких признаков карста. Только когда возвращались назад вдоль кромки воды, то увидели ключ на глади реки, поросшей водорослями и кувшинками.

Подходим к ручью, а Саша уже ждет нас. Он насобирал обабков (подберезовики) и варит их в котелке. Насыпали мы в это варево сухарей и позавтракали. После сыто подремали часок и двинулись в обратный путь.

Андрей Тильман

Конечно, грибов этих с сухарями хватило не надолго. Ребята стали выведывать, нет ли, совершенно случайно, чего-нибудь в "заначке", которая всегда должна быть у хорошего завхоза. Тут я вдруг вспомнила, что у меня в аптечке есть поливитамины (аптечку собирали по "Справочнику туриста"), и предложила их мужикам вместо конфет. Они очень обрадовались! Через час витамины кончились, а ребята были еше голоднее. Всю оставшуюся дорогу они шутили, что я хожу в кусты за куропатками и втихаря съедаю их там одна. Еще помню, что было очень тяжело, и мы с Борей громко пели туристские песни. С ними и дошли.

Метров за сто до лагеря встретили Андрюшку Тильмана, который шел в том же направлении, весь усталый. "Ну, нашли что-нибудь?" - спрашиваем. А он, не поднимая головы (на автопилоте) отвечает: "Не знаю, спросите сзади…"

Все наши радиальные вылазки результатов не дали. Правда, потом нас в городе успокоили, что отрицательный результат - тоже результат.

Назавтра надо уже было идти домой. Используя положительный опыт ночного передвижения, мы вышли в обратный путь на следующий день после обеда. Обнаружилось, что есть другая дорога, южнее той, где мы корячились. Без особых трудностей, по холмам и деревянным мостикам, мы добежали до Ижмы. Ночевали (точнее - дневали) не доходя до деревни. Днем, проснувшись, я вышла на волю и вижу, что из-под ставшей уже родной палатки торчат руки ноги наших поисковиков: в палатке жуткая жара, так что конечности просятся на свежий воздух.

После завтрака-обеда стали собирать рюкзаки. Вдруг Андрюша достает сверток и спрашивает Борю: "А это куда?" Разворачиваем сверток и… падаем со смеху. Андрюша таскал весь поход не только гитару, но и около килограмма огромных гвоздей. Планировалось изготовить на озере небольшой плот для переправы, но об этом в маршруте никто не вспомнил.

На берегу Лодьмы нас ждал сюрприз: Оля Минина со Светой Селяниной приехали на теплоходе, чтобы нас встретить. Все очень радовались встрече. Устроили общий перекус и сфотографировались на память. Эта фотография в альбоме подписана "Моя семья". Каждый раз, когда листаю этот альбом, от нее на сердце становится радостно и тепло.

Июнь 1981г. - декабрь 2000г.