назад оглавление вперед

О. Бутаков,
Е. Гуркало

История открытия пещеры.

Пещера Визборовская расположена на территории Пинежского государственного заповедника в среднем течении реки Сотки. Вход в нее находится в верховьях Мосеевского лога в трех километрах южнее реки Сотки. Пещера была открыта 4 августа 1982 года Николаевым Ю.И. и Шавриным А.С. в последний день экспедиции в пещеру Кумичевка, во время поискового маршрута. По их данным, длина пещеры была около ста метров, и вход в нее находился в месте поглощения ручья, не отмеченного на карте. В месте поглощения ручья имеется водопад высотой около пяти метров. 15 августа 1987 года Малков В.Н. и Ржепницкая Е. повторно обследовали эту пещеру и нашли ее продолжение. Выйдя на основной подземный ручей с большими объемами и перспективами, они нашли еще один новый "верхний" вход. Топосъемка пещеры не проводилась, и до лета 1998 года ее ни кто не посещал.

В последние годы активность архангельских спелеологов в области топосъемки Пинежских пещер была очень низкой. В то же время возросла активность московских спелеологов. Весной 1998 года геологи "Карстового отряда" Гуркало Е.И. и Малков В.Н. с одобрения "хозяйки пещер заповедника" Шавриной Е.В. выдвинули идею о проведении экспедиции в пещеру Визборовская с целью поднятия морального духа и активности архангельских спелеологов. Работу по организации экспедиции и согласование работ с руководством Пинежского заповедника взял на себя Гуркало Е.И. В результате чего к осени 1998 года собралась группа наиболее активных спелеологов в следующем составе: Гуркало Е.И., Некрасов М.В., Лускань В.Ф., Варенцов Л.Л., Бутаков О.В., Рудный А.Б. и Сенчуков А.М.

Экспедиция была проведена в начале октября 1998г. Во время экспедиции в пещере Визборовская разведано около 2-х км ходов, отснята центральная часть пещеры - всего 673м. Совершено прохождение из пещеры Визборовская в пещеру Кумичёвка, без топосъёмки (Некрасов М.В. и Варенцов Л.Л.). Подтвердилось предположение, что пещеры Кумичёвская и Визборовская являются единой спелеосистемой. В верхней и средней частях пещеры проведено нивелирование опорных марок. Проведены фото- и видеосъёмки достопримечательностей пещеры. По экспедиции составлен отчёт с описанием пещеры (автор - Е.И. Гуркало).

О. Бутаков
"Есть под землей места, где, как на горных пиках,
Вдруг понимаешь всю тщету людских страстей,
И видишь, как ты мал в сравнении с великой
Загадкой вечной тьмы и грозных пропастей.
Там ночи нет конца; в пещерах, в переходах,
Где некогда поток бурлящий грохотал,
Теперь безмолвно все, лишь каменные своды
Возносят в темноту торжественный хорал"
Ральф Паро

В который раз я про себя повторяю первые строчки этого стихотворения, твержу как заклинание и мысленно настраиваюсь на пещеру. Уже полгода я живу этой мечтой, .лелею ее, боюсь вспугнуть и вслух не произношу лишнего слова. Вспоминается мартовская экспедиция на Чугу, ее последние дни. Вечер. Мы только что вернулись с Женей из пещеры Пограничная, где закончили топосъемку последних обводненных ходов. По пояс в ледяной воде, местами ломая и проваливаясь под лед, мы хотели побыстрее закончить работу и оказаться в теплой избушке за кружкой горячего чая. И вот мы в тепле. Вяло течет разговор, сами собой закрываются глаза, не хочется не то, что двигаться, даже шевелиться. И вдруг Женя говорит: "А знаете, вот в заповеднике есть одна интересная пещера, которую никто не изучал, протяженностью она на несколько километров, и течет там ручей...". Сон как рукой сняло. Посыпались вопросы, предложения, в очередной раз мысленно кроился летный отпуск...

И вот свершилось, мы едем. Свет фар прорезает ночную тьму, в кабине тихо звучит музыка, и мы, семеро взрослых мужиков, чувствуем себя одним дружным коллективом, сплоченным одной целью. Где-то там, вдали, остался дом, последние хлопоты и сборы, очередной кризис с антикризисом, - все отошло на второй план. Мы уже находимся в другом измерении, по-иному дышим, чувствуем, по-иному живем.

- - - - - - - - - - - - -

День первый (3.10.98г.)

В Голубино приехали поздно ночью. Остановились на базе геологов, истопили печку, согрелись чаем с домашними пирожками и забрались на полати спать. Сон был не долгим, скоротечным. Уже в семь часов утра все были на ногах, начали готовить завтрак и перекладывать рюкзаки, пытаясь запихать в них всю эту гору вещей, продуктов и общественного снаряжения. Наконец все готово. Загружаемся в машину и двигаемся в путь по лесной дороге. После сентябрьских дождей почва пропиталась влагой, дорожная колея плохо держит машину, но она, местами увязая в жидкой грязи, упрямо двигается вперед.

Проехав около пяти километров, мы окончательно застреваем. Разгружаем и выталкиваем машину на твердое место. Теперь Миша и Лев отгонят ее обратно в Голубино, а мы, не спеша, надеваем рюкзаки и двигаемся дальше. До места нашего базового лагеря - озера Железного, оставалось еще семь километров.

Тропа, по которой мы шли, была то твердой, то размытой, то терялась среди болота. Через каждые сто метров стоят вешки с указанием пройденного расстояния (5,5км, 5,6 км, 5,7 км и т.д.). Я просто в восторге от этого. Ведь очень удобно идти по лесной дороге, ориентируясь на указатели и не глядя на часы, равномерно распределять нагрузку и отдых. К двум часам дня были на месте.

На берегу по-осеннему красивого озера стоят рядом две избушки, принадлежащие заповеднику. Между ними - костровище и, чуть в стороне, большой дровяник с заготовленными еще весной чурками. Снимаем рюкзаки, распаковываем вещи, готовим обед и обсуждаем наши планы.

После обеда разбиваемся на две группы. Одна остается в лагере на хозяйстве, а вторая отправляется искать просеку и подходы к Визборовской. Вечереет. Сумерки незаметно превращаются в тьму, и мы, кто остался в лагере, начинаем беспокоится за наших товарищей. Но вот послышались издали разговоры, и замелькали вдалеке отблески фонарей. Усталые, но довольные, ребята рассказали нам, что вышли к пещере и нашли в нее вход. По-хорошему обследовать ее не удалось, так как начало смеркаться, и нужно было выходить обратно. Вот так удачно закончился наш первый, очень долгий и трудный день экспедиции.

День второй (4.10.98г.)

Просыпаюсь около шести часов. На улице еще темно, только-только зарождается рассвет, и я целый час ворочаюсь на нарах. Нет, все-таки доски здесь жесткие, в Голубино были помягче. Сама избушка небольшая и уютная, хорошо держит тепло. Женя, Саша и я дружно встаем и готовим завтрак на костре.

Просыпаются ребята в соседней избе, лагерь оживает, и мы начинаем собирать вещи, снаряжение, перекус и укладывать все это в рюкзаки. В десять часов отправляемся на выход. По лесной дороге доходим до просеки, сворачиваем на нее и идем на север около четырех километров. Наш путь пролегает по болотам и небольшим островкам леса с чахлыми деревьями. Мы прокладываем себе тропу, местами убирая лежащие поперек деревья или обрубая на них ветки. Вскоре дошли до места и спустились в небольшой карстовый провал. Именно здесь вчера были ребята, и отсюда мы начнем свои исследования. Не спеша, одеваем комбезы, каски, проверяем светильники и начинаем спускаться вниз. На входе хороший ледник длиной метров десять. Снизу он как бы подточен водой во время паводка и огромным козырьком нависает над высохшим руслом подземного ручья. Сам ручей прижимается к левой стенке и тихонько движется вглубь пещеры. Мы находимся где-то в средней части Визборовской. Если пойти, как потом выяснили, вверх по руслу ручья, то, пройдя метров 500-700, выйдем к водопаду, а потом через небольшой выход - на поверхность. Если двинуться вниз по течению, то метров через пятьдесят забрезжит свет, мы выйдем в огромный зал, в конце которого обнаружим еще два выхода. Объемы пещеры впечатляют. Свет фонаря теряется вдали и не просвечивает полностью галерею, по которой мы идем. Ноги вязнут в жидкой глине, с трудом вытаскиваешь их и стараешься найти твердую опору на камнях или в русле ручья. Дальше ход еще больше расширяется, но одновременно уменьшается по высоте. Со свода свисают небольшие причудливые плитки, блины гипса, изъеденные коррозией. Чем-то они напоминают крылья. Словно огромная стая птиц пронеслась над подземной рекой, да так и застыла в своем полете. Делюсь своими впечатлениями. В ответ слышу от Валеры: "Кому крылья, а мне все это напоминает лопухи". Но мне ближе свои ассоциации и впоследствии мы назовем этот зал Крылатым.

Справа чернеет широкий ход. При внимательном изучении замечаем, что под стенкой течет еще один ручей, который впадает в наш, основной. Проходим около 100 метров и упираемся в пережим. Дальше нужно идти в гидрокостюме, и мы возвращаемся обратно. Поднимаемся на поверхность, разжигаем примус и кипятим воду. На обед у нас макароны быстрого приготовления и чай с вареной сгущенкой.

После перекуса разбиваемся на две группы. Первая группа в составе: Лускань Валера, Некрасов Миша и Сенчуков Алексей уходят на поиски входа в верховья ручья, а вторая группа: Гуркало Евгений, Рудный Саша, Варенцов Лев и Бутаков Олег, начинает вести топосьемку пещеры. Быстро летит время, а мы отсняли только входную часть, бросив всего лишь десять пикетов. Вдруг из глубины пещеры послышались голоса. Это первая группа нашла еще один вход, спустилась по нему и, пройдя под землей по ручью, вышла к нам. Наверху стало смеркаться. Мы поднялись на поверхность, собрали рюкзаки и уже затемно вернулись в лагерь.

День третий (5.10.98г.)

На улице холодно, морозит. Трава, мох в инее. Но из-за кромки леса выглядывает солнце, и день обещает быть погожим. С утра идем на экскурсию в пещеру Кумичевка, с которой, по нашим предположениям, должна соединяться Визборовская. Определяем по карте направление, берем азимут и, стараясь точно выдержать его, движемся к намеченной цели. Невольно думаю: "Неужели здесь, среди чахлого леса и болот, могут быть пещеры?" Но вдруг деревья расступились, и мы оказались на краю огромного скальника. Далеко внизу серебряной лентой извивается ручей Кумичевский. Мы ищем спуск и осторожно спускаемся по склону. Все отчетливей слышен шум ручья, втекающего в пещеру. Над огромным широким входом нависает скальник, под ним - нагромождение огромных глыб. Когда пробираешься между ними, то кажешься себе маленьким существом на фоне грозной, молчаливой природы.

Огромные блоки нависают над тобой, и хочется побыстрее отойти в более безопасное место. Женя фотографирует, а я снимаю на видеокамеру. После этого немного углубляемся внутрь и осматриваем пещеру.

Возвращаемся в п. Визборовскую и вторую половину дня посвящаем начатой ранее топосьемке. Валера и Миша проводят нивелирование пещеры, им помогает Алексей.

День четвертый (6.10.98г.)

Подъем в семь часов. На улице небо затянуто облаками, но свежий ветер потихоньку разгоняет тучи. Наш быт потихоньку наладился. С утра топим печку, разжигаем костер, варим кашу, завтракаем и в течение часа собираемся.

Делаю зарядку по методу Миши Некрасова - колю дрова. Алексей Сенчуков купается в озере, ныряет голышом с мостков в воду и призывает нас последовать его примеру. Мы, опасаясь за свое здоровье, дружно его игнорируем, заменяя сомнительные водные процедуры дополнительным свитером. Как правило, на работу выходим не позже 10-ти часов, на месте в 11.15 - 11.30.

Сегодня продолжили топосъемку пещеры. Идет туго. Большие объемы, нагромождения глыб, камней. Заканчиваем сложную съемку входов с колодцами и проходим несколько десятков метров по галерее. И вдруг на своде пещеры замечаем спящую, крохотную летучую мышку, которая одиноко висит посреди хода. Шерстка ее была влажной от сырости, и мы, полюбовавшись ею, осторожно проходим дальше.

Постоянно беру с собой видеокамеру и понемногу снимаю сюжеты нашей походной жизни. После двух лет видеосъемки я понял, что сделать фильм на профессиональном уровне мне не удастся. Во-первых, бытовая любительская камера не позволяет снимать с высоким качеством, во-вторых, отсутствие хорошей аппаратуры не позволяет делать добротный монтаж фильма. К тому же, для съемок в пещерах необходимо иметь много света, чтобы суметь отснять на пленку большие объемы, залы, галереи... Достаю камеру из походной сумки тогда, когда появляется настроение запечатлеть интересный сюжет, кадр, красивый пейзаж, друзей и т.д. Когда возвращаешься домой из похода и просматриваешь кассету, то кажется, что все сделано хорошо. Но после нескольких просмотров многое уже не нравится, и хочется переделать. Утешает лишь то, что с каждым разом все больше набираешься опыта. Поэтому сейчас стараюсь снимать как можно больше близких планов, отказываюсь от "наездов и отъездов" камеры, долгого созерцания какого-либо предмета. Кадр должен быть динамичным, интересным, и, главное, не длинным по времени. Постепенно в голове рождается сценарий, и логически выстраиваются сюжеты.

Миша и Лев, надев гидрокостюмы, попытались пробиться дальше за пережим в конце зала. Это им удалось и, пройдя около двухсот метров вниз по ручью, они нашли очередной выход на поверхность. Попытались без компаса вернуться к нам, но заплутали в шелопах, и пришлось им идти обратно под землей. Завтра мы организуем поиск и попробуем найти это место.

День пятый (7.10.98)

Утром организовали поиск на поверхности и попытались найти вход в пещеру, открытый вчера ребятами.

Взяли азимут 280 градусов и прошли в этом направлении около 300 метров. Вышли вначале на котловину, а потом оказались в шелопах. Искали долго. В конце концов, Лев и Женя нашли вход, а Алексей открыл еще один в тридцати метрах от основного. По нему мы и спустились. Он оказался очень удобным и напоминал винтовую лестницу. Из-за этого свет с поверхности не попадал внутрь пещеры и не был заметен оттуда. Сразу на спуске замечаем огромную струю воды, которая хлещет из трещины свода и с шумом падает вниз на камни. Весело звучит ручей, пробивая себе дорогу среди глыбового завала.

Проходим дальше и попадаем в зал, в котором то тут, то там звенит капель. Веселый звон разносится повсюду. А вот здесь из стенки бьет вода и, образуя небольшой водопадик, сбегает струйками по поверхности гипса. Ночью уже подмораживает, и поэтому недалеко от входа начали образовываться сталагмитики. Пока это маленькие, ледяные жемчужинки, но пройдет немного времени, и этот зал превратится в сказочный ледяной дворец. Полюбовавшись подземной капелью, мы поднимаемся наверх и возвращаемся обратно к месту нашей работы.

Во второй половине дня Миша и Лев, одев гидрокостюмы, отправились на дальнейшее прохождение пещеры. Время шло, мы уже закончили съемку запланированного, а они до сих пор не вернулись. Поднялись на поверхность. Я остался ждать наших товарищей, а ребята ушли в лагерь готовить ужин. Стемнело. Прождав безрезультатно около двух часов, я собрал вещи и вышел на просеку. Пройдя около пятисот метров, вдруг увидел впереди себя огоньки. Оказалось, что это Лев и Миша. Они дошли по подземному ручью до полузакрытого сифона, с трудом преодолели его и оказались в пещере Кумичевка.

Таким образом было подтверждено предположение о возможном соединении пещер Визборовская и Кумичевка. Возвращаться обратным путем ребята не стали, а нашли выход на поверхность и вышли по компасу на знакомую просеку. Здесь мы и встретились.

День шестой (8.10.98г)

Сегодня наш день посвящен фото - и видеосъемкам. Подошли к этому процессу творчески, очень много снимали и фотографировали, пытаясь запечатлеть красоту подземного мира. Но, конечно же, не все удалось. Отсутствие мощных светильников не позволило заснять большие объемы пещеры, движение людей по руслу ручья, залу... Но зато хорошо вышла поверхностная съемка водопада в месте поглощения ручья. Кругом стоит шум воды. Прозрачные струи падают вниз на камни, разбиваются на тысячи мелких брызг и уносятся вглубь под землю. Когда-то, до обрушения, здесь был вход, и можно было попасть в пещеру. Но Визборовская замечательна тем, что она имеет не одну группу входов. К одному из них мы и отправились после осмотра водопада. По узкому лазу среди нагромождения глыб мы протискиваемся внутрь и попадаем в небольшой зальчик. Весело бежит ручей. В одном месте на своде обнаруживаем гипсовые щеточки, которые маленькими иголочками торчат в разные стороны. А вот невдалеке красуются гипсовые цветы, похожие на морских звезд. Проходим еще немного и неожиданно оказываемся на краю уступа. Вода с шумом уходит в узкую щель и где-то там внизу, среди камней, вырывается наружу, образуя небольшой подземный водопад. Мы навешиваем веревку и поочередно спускаемся вниз на глубину шести метров, с верхнего яруса на нижний. И здесь, внизу, замечаем еще один боковой приток ручья. А может быть он является основным? Ответ даст последующая топосъемка и изучение пещеры. Да, удивительна она, Визборовская! Десятки, сотни ручейков стекаются к ней, образуя мощный поток, который несется навстречу такому же сильному ручью в пещере Кумичевка.

День седьмой и восьмой ( 9,10.10.98г)

Ночью сменилась погода, потеплело, и идет мелкий моросящий дождь. Из-за пасмурной погоды и настроение такое же. А может быть начинает сказываться усталость? Но как бы то ни было, последние два дня мы усиленно работаем в пещере и снимаем боковой отвилок. Ковыряемся в огромных низких пространствах, которые Женя называет блинами. Много обвальных колонн, развилок, ходов, сырой глины и острых камней. Измазались, испачкались вообще и накувыркались, прежде чем вышли в зальчик, где можно встать в полный рост. Фиксируем очередной выход на поверхность и продолжаем работу. Неожиданно справа вверху, в месте смыкания свода пещеры и осыпной стенки, Женя обнаруживает узкий проход в небольшой зал. "Вот ведь какой - опять что-то откопал!" - думаем мы и ползем на ним следом. Но зал поразил нас. Светлый, чистый, сверкающий белизной, почти правильной круглой формы. Кругом обломки плоских плит, упавших со свода. С удовольствием снимаем его и сразу же придумываем название - зал Светлый.

Идем дальше. Осталось метров 50 -70 узкого хода, где можно было бы работать еще без гидрокостюмов. Но день заканчивался, завтра выход в Голубино, и мы понимаем, что до конца отснять этот отвилок не удастся.

Мы возвращаемся на поверхность, не спеша, переодеваемся, собираем вещи и еще раз осматриваем место нашей стоянки. Нет, вроде ничего не забыли.

Поднимаемся на край котловины. Я оглядываюсь назад и останавливаюсь как вкопанный: "Смотрите ребята, хранитель пещеры показался, прощается с нами!". И действительно. Огромная скала, которая все эти дни нависала над нами рядом с входом в пещеру, преобразилась и показалась в виде головы большого древнего ящера. Ведь сколько раз мы были здесь, но только сейчас заметили пустые глазницы вместо глаз, нос, чуть выдвинутую вперед лапу. Значит, мы понравились ему, раз вышел провожать. И мы с новым, хорошим настроением двинулись в обратный путь.

Краткие итоги экспедиции

Проведены работы по нивелированию и топосъемке центральной части пещеры. Отснято 673 метра (Lгор.= 662м, Lверт.= 11м). Площадь отснятой части пещеры составила 8857 кв.м, средняя ширина = 13,4м.

Пещера дополнительно пройдена на расстояние около 2 км. Особенностью Визборовской является то, что она имеет несколько групп входов (четыре группы), основной подземный ручей, который на всем протяжении подпитывается боковыми притоками и ручейками.

Доказано прохождением, что пещера Визборовская соединяется с пещерой Кумичевка, образуя с ней единую систему.