стрелка влево оглавление стрелка вправо

Хрупкий мир подземного зазеркалья

Михаил Алексеев
"... Когда от довременных снов
Очнулся он к скупому дню, ослеп
От солнечного света и утратил
Дар ясновидения
И начал, как дитя,
Ощупывать и взвешивать природу,
На вес и на число - он позабыл,
Что в обезбоженной природе живы
Все те же силы, что овладевают
И волей и страстями человека.
..............................
Но человек не различает лики,
Когда-то столь знакомые, и мыслит
Себя единственным владыкою стихий..."
("Путями Каина". М.Волошин)

То, о чем попытается поведать автор, не определяется ни как знание, ни как видение, ни как ощущение. Этот душевный груз, порожденный опытом "пещерной" жизни в одном из карстовых районов - результат восприятия некоторого ЯВЛЕНИЯ.

И вот уже более десятка лет непонятно, что со всем этим делать....

Многие стороны восприятия ЯВЛЕНИЯ (которое пока так и не обрело названия) были нетрадиционными во времена, когда все "измы", кроме родственных марксизму, у нас были малодоступны, и продолжают оставаться таковыми до сих пор.

С одной стороны, это явление вне компетенции традиционных научных методов, с другой стороны, оно не "паранормально" и не мистично, не чуждо привычной жизни.

Соприкосновение с ЯВЛЕНИЕМ побудило автора искать его аналоги в различных философских источниках и традициях - древних, восточных, "эзотерических" и т. п. Некоторые параллели, конечно, нашлись. Но рельефного отождествления не получилось.

Возникает соблазн воспользоваться даоскобудизским приемом утверждения через отрицание, порождающего бесконечное "это не...". Но утвердительно кое-что тоже формулируется:

  • ЯВЛЕНИЕ имеет по крайней мере три тесно связанных друг с другом аспекта, условно обозначенные как СЛЕДЫ, ЗОВ ПЕЩЕРЫ, НЕВИДИМАЯ КРАСОТА.
  • Подземный мир - мир сущностей, имеющих свое индивидуальное "я".
  • Он чрезвычайно уязвим самим фактом человеческого присутствия.
  • СЛЕДЫ затрудняют восприятие НЕВИДИМОЙ КРАСОТЫ - феномена, отражающего несомненную, хотя не до конца понятную, объективную ценность пещеры.

Два последних положения явились причиной попытки автора передать то, что долгое время было достоянием узкого круга "посвященных".

Проще всего начать с хронологии.

Краткая систематизация периодов спелео-жизни автора.

1. "Веселые ребята".

Лихая компания. Силушка богатырская. Зимние заброски. Гидрокостюмы. Романтическая деятельность - неплохое времяпрепровождение.

2. "Жажда открытий".

Найти, прорваться, прорубиться. Спортивный азарт. Удовлетворение честолюбивых потребностей. Теперь бы в серьезные пещеры - шахты Арабики... Но почему-то тянет на Север. И вдруг ведь бессмысленно все это "первопроходство"!

Присутствие чего то большого и важного, связанного с таежной природой, определило все дальнейшее.

3. "Поиск смысла".

Однажды возникшее ощущение, что "что-то тут есть", заставило прислушаться к "шестому чувству", и посещение пещеры стало чем-то вроде таинства... Подземные його-подражательные медитации продолжались не долго. Северные пещеры для подобных занятий мало приспособлены (холодно и сыро), а главное, оказалось, что мир пещер несовместим с околодуховными упражнениями. Более того (утверждение - далеко не очевидное), они недопустимы с нравственной точки зрения. Но подземное таинство осталось, потому что открылось следующее.

4. "Живая пещера".

Понимание что подземный мир - это живой мир (не образно, а буквально говоря, т.е. чувствующий, воспринимаемый и воспринимающий). Образ: разумный океан "Солярис", в котором много, в той или иной степени, самостоятельных индивидуальностей. Вот уж где простор для разведения примитивной мистики (духов пещер и т. п.)!

Стало ясно, что любое посещение человеком пещеры это вторжение, сильно (а возможно, и необратимо) влияющее на подземный мир. По крайней мере, пещера, не стадион и не "белое пятно на карте", и даже не храм или молельня. Входить в него надо с предупредительным отношением к обитателям, к их "быту" и "укладу".

5. "Открытие красоты".

Этот этап тесно связан с предыдущим. Несуетное внимание ко всему, что есть в пещере, дало новое восприятие подземной красоты. Это как понимание классической музыки - требует воспитания и привыкания. Первое восприятие - восприятие зримого ("музыка" камня, льда и воды). Но это - надводная часть айсберга. Подводная же часть невидима, и фонарь для ее восприятия только мешает. Да и само восприятие - на грани реальности, скорее отчетливое понимание присутствия НЕВИДИМОЙ КРАСОТЫ. Эта красота создается на основе каких-то иных "субстанций", и она главная тема в "музыке пещеры".

Человек с его бурлящей внутренней жизни в пещерной симфонии столь же уместен, как резвящиеся подростки на фортепьянном концерте - он мешает творить красоту.

6. "Осмысление".

Этот этап продолжается до сих пор, и, по всей видимости, вряд ли закончится. Поиски ответов на множество вопросов: "Насколько уязвим мир пещеры" Возможен и нужен ли диалог с человеком?" Кое-что было понято ...

Может быть вообще "наложить вето" на посещение пещеры? Но нечто мешает принять такое решение. И есть уверенность, что это не ностальгические переживания, субъективный психологический фактор. ЗОВ ПЕЩЕРЫ - это что-то важное, объективное и глобальное .....

Отдавая дань "физике" (как водится - в ущерб "лирике"), автор пытался как-то описать и формализовать свой опыт. Концепции появлялись, а достоверность терялась.

Проекция всегда тесна для многопланового явления... ("Найдя в скелете мирозданья, который сам построил ты, ячейки темной пустоты, разрушь его до основанья...").

Слова - мощный инструмент для передачи смысла, но они несут груз привычных понятий, что мешает прорваться в новые области сути. "Лирика" тоже не всесильна. Образ передает суть, но своей художественностью разрешает аллегорическое восприятие, переводя конкретную, физическую реальность в мир отрешенного искусства.

В конце концов, выработался навык поступать, не пытаясь умом расставить "все точки над i", назвать или объяснить. По наитию. Прийти когда необходимо, беречь, понимать и молчать... Для этого не требуются интеллектуальные костыли. Но иногда возникает необходимость передать нечто, приходится говорить. Поэтому концепции иногда рождаются, слова произносятся, с надеждой донести хоть какую-то частицу понимания...

Пример одной из умозрительных конструкций.

Чем живое отличается от неживого? - вопрос "наивный" и фундаментальный. Понятие живого столь же (если не более) основополагающее, что и понятия пространства и времени. В основе предлагаемой концепции лежит положение о наличии у живого организма некоторой нетрадиционной, с точки зрения классической биофизики, составляющей, того, что "живит живое". Возможно, с этой составляющей могут быть как-то ассоциированы (но не отождествлены!) известные понятия: "пранакоша" (восточная традиция), эфирное тело (оккультная), "биополе" (вульгарная) и т. д.

Так вот, предполагается, что этой составляющей может обладать и неорганическая система, достаточно сложная по своей структуре (сложная настолько, чтобы вместить себя жизнь).

Явления, нас окружающие, значительно более живые (и разумные, между прочим!), чем мы считаем. Собственно говоря, идея о существовании общепланетного разума уже начинает занимать определенное место в научной литературе, почему бы не "одухотворить" некоторые отдельные гео-биосферные структуры, достаточно сложные и в какой-то степени замкнутые?

Все сказанное относится к тайге, горам, морю.

Возможно, что ТО, о чем (о ком?) идет речь, имеет отношение тому, что известный "духовидец" Даниил Андреев назвал Стихиалями (см. "Роза Мира").

Гидрологические, в том числе, карстовые процессы - одна из подсистем "жизнедеятельности" региона (как бы кровеносная система природного комплекса). Являясь частью целого, она может все же иметь и свое индивидуальное "я". С этим "я" человек может начать взаимодействовать, иногда не понимая, ни с ЧЕМ взаимодействует, ни что вообще взаимодействует (ЗОВ ПЕЩЕРЫ).

По сравнению с поверхностью подземный мир имеет принципиальные особенности. Он более замкнут (в смысле замкнутой системы), имеет другой темп жизни. Там по-особому проявляется то, что привычно не замечается на поверхности.

СЛЕДЫ - следы в обобщенном смысле - не ямки от сапога или использованная бумага. Это СЛЕДЫ, которые оставляет живое существо даже при полном отсутствии физических следов. На поверхности Природа быстро "усваивает" СЛЕДЫ. Смена настроений погоды, жизнь растений и микроорганизмов, выветривание определяют обменные процессы не только физического характера. Замшелый предмет, пролежавший несколько лет в тайге, несет в себе, скорее, дух леса, чем печать человека, его оставившего. Под землей же, Следы, оставленные много лет назад, теп-лятся прежней жизнью, несмотря на то, что следы от сапог давно смыты паводками. СЛЕДЫ - пленники пещеры.

Возвращаясь в пещеру, в которой никого не было много лет, встречаешься со своим прошлым, и оно как бы наполняется свежей энергией и вспыхивает с новой силой. Это не художественная метафора. Речь идет не о ностальгических воспоминаниях, возникающих на старом месте. Физически ощущается какое-то внешнее присутствие, а потом понимаешь, что в тебе снова живет изжитое, или давно потерянное. Ты просто изменился...

Пещера меняет человека - иногда сильно, и иногда нет, иногда привносит нечто непривычное, даже непонятное, нечеловеческое. Иногда ненадолго, но бывает, что навсегда. Интересно, что человека, имеющего дело с пещерами, узнаешь по "печати спелеологичности" (ЗОВ ПЕЩЕРЫ).

Если СЛЕДОВ много: своих, чужих, всяких иных, как в сравнительно часто посещаемых пещерах, тогда начинается невообразимая "химическая реакция". "Сравнительно часто посещаемые" - это когда не более двух раз в год. (В "затоптанных" пещерах СЛЕДОВ нет, как на хорошо утоптанной тропе.) Буря невидимых страстей становится доступной самому "непрошибаемому" спелеологу, как объективная реальность, даваемая ему в ощущениях происходящей "чертовщины": что-то ломается, гаснет, падает, теряется и т. п.

"Суета сует" в мире призрачных отражений прошло-го, может быть, и привлекает необычностью, но закрывает сущностную сторону ЯВЛЕНИЯ.

Другая, главная сторона, - в жизни самой пещеры как некой целостности. Ее трудно воспринять, как трудно бывает увидеть зеркальную поверхность, а не свое изображение в нем.

И все же, воспринять присутствие этой жизни возможно.

Жизнь пещеры - творческое уединение Природы. Из той же живой материи, в которую человек, пришедший под землю, впечатывает свои СЛЕДЫ, создается невидимый шедевр (НЕВИДИМАЯ КРАСОТА). Подземный мир бывает прекрасен (какой спелеолог об этом не знает!). Но здесь красота другая. Для человека она как музыка для глухого - воспринимается не эстетически, а благоговейно понимается сам факт ее существования.

НЕВИДИМАЯ КРАСОТА не для зрителя, наивно "затаптывающего" ее. Возможно, зритель вообще не нужен. Если "красота спасет мир", то не потому, что на нее глазеют, а потому что она есть.

И снова: надо ли лезть под землю? Может быть лучше никогда не беспокоить Природу непрошеным визитом? Тем более, что возможность диалога человек-Пещера (в отличие от диалога с Тайгой, например) представляется маловероятным (СЛЕДЫ !).

Для автора этот вопрос решился сам собой: надо (только очень нечасто), чтобы не прерывалась нить понимания (а вдруг все-таки - взаимопонимания!). Вопрос времени и места: куда и когда - прийти с любовью. Это надо обоим - и человеку, и Природе. ("Помни, что ты всегда в ответе за тех, кого приручил...") Возможно, необходимо до поры до времени просто не забывать о существовании ЯВЛЕНИЯ. Кто знает, что может когда-нибудь стать продуктом взаимодействия человека с Красотой в чистом, абстрактном для человека виде?

Можно было бы привести довольно много альтернативных вариантов интеллектуальных и художественных проекций ЯВЛЕНИЯ.

Но поскольку подавляющее большинство современных европейцев (как и сам автор) с трудом интегрируют конструкции типа "шел высокий человек маленького роста", лучше остановиться на одной внутренненепротиворечивой концепции. И, вспомнив А. Дольского, "...разрушь ее до основанья", потому что:

"Ловушкой пользуются для ловли зайца.
Поймав зайца, забывают про ловушку.
Словами пользуются для того, чтобы внушить смысл.
Постигнув смысл, забывают про слова".
(Чжуан-Цзы)

Хочется верить, что НЕЧТО было названо ....

Ключом к правильному взаимодействию с ЯВЛЕНИЕМ должно быть понимание, что оно не потустороннее, хотя и необычно. По отношению к нему "не работают" естественнонаучные законы, но законы любви и нравственности - законы нашего мира - применимы полнообъемно, как ко всему живому (вспомним еще раз "Солярис" Лема.)

Более того, попытка взаимодействовать с ЯВЛЕНИЕМ с точки зрения мистических принципов разрушительна. Не приемлема не только вульгарная парапсихомагоуфология, но и "высокая мистика", кстати, нам малоизвестная. Все это - одно из проявлений важного нравственного принципа, пока еще не очевидного для многих.

Подводя итог сказанному, еще раз хочется указать на то, что вопросы и ассоциации, связанные с ЯВЛЕНИЕМ, не только не умещаются в рамки одной статьи, но и требуют принципиально новых форм представления и отображения - как минимум, создания интерактивной базы знаний, а возможно, формирования новых интегральных навыков мышления. По всей видимости, ЯВЛЕНИЕ представляет большой самостоятельный класс среди массы непонятных, не изученных, не известных, "нетрадиционных" явлений.

Автору не кажется что его восприятие абсолютно уникально, а значит есть вероятность узнавания...


крот линия крот


Стихи стрелка влево оглавление стрелка вправо Ожерелье озер