стрелка влево оглавление стрелка вправо

Вяххи Перелистывая старые дневники моих спелеоэкспедиций или вспоминая о былом, заметил я одну закономерность. Летне-осенние экспедиции - это в основном Кавказ, Средняя Азия, Подолия, иногда Пинега (Архангельская область). А экспедиции в марте - это всегда на Пинегу. Охватить в одном рассказе все экспедиции просто невозможно, поэтому появилась идея, которую здесь воплощаю. К сожалению, некоторые дневники были утеряны в общежитской суете 1975-1978 гг. учебы в Политехническом институте.

Иван Вяххи

КУДА? НА ПИНЕГУ. КОГДА? В МАРТЕ.

МАРТ 1977

(Экспедиция в пещеру Олимпийская (лог Железные Ворота, пещера ЖВ-51), полное прохождение, топосъемка, руководитель - Николай Коврижных).

Это было время противостояния (вспоминать даже неприятно) Карстового Отряда (КО) и Ленинградской секции спелеологов (ЛСС). В марте, в то же самое время, недалеко от нашего поверхностного лагеря, стояла лагерем экспедиция КО и нам было запрещено общаться с ними, хотя там работали наши друзья архангельцы и ленинградцы. Мы находили любой предлог, чтобы заехать к соседям, тем более что лыжня могла быстро довести до их шатра.

Для меня и многих из нас эта экспедиция была первая зимняя, лыжная экспедиция в тайгу Пинежья, с суровой заброской по шелопнякам, с морозцем, когда комбез замерзает на тебе в считанные минуты после выхода из пещеры, и потом стоит как памятник до следующего одевания. Это была шатровая жизнь с печкой и постоянными пилками сушняка, которого было вдоволь вокруг лагеря. Это была постоянная потеря вещей и снаряжения и вечные их поиски в снегу или в шатре. Это была Пещера с многообразием форм, разноцветием гипса и ангидрита, подземной рекой и залами.

МАРТ 1978

(Экспедиция Карстового отряда в Голубино, топосьемка и прохождение пещер Большая Голубинская и 60-летия Октября, руководитель Юра Николаев).

Начало марта. Третий день в аэропорту Пулково - нелетная погода. Для меня ситуация складывалась как в детективе, так как в экспедициях Карстового Отряда на Пинегу членам секции Политехнического института участвовать запрещено. Я для конспирации сказал своим друзьям в общежитии (а наша комната на Лесном, 65 являлась штаб-квартирой секции Политехов), что еду к родителям в Эстонию. Рюкзак со спелеобарахлом заранее был отвезен на квартиру тайных участников этой поездки. А тут задержка рейса. В период между контрольными часами отложенного рейса скрываюсь на разных "явочных" квартирах, там же и ночую. После трех дней, сдали обратно в кассу билеты, и я должен вернуться в общежитие. Сидим дома у Лены Душиной и грустим, вдруг звонок из Архангельска, Витя Малков просит приехать, так как срывается экспедиция в район Голубино. Погода исправилась, и мы собираем нашу компанию и вылетаем в Архангельск, а оттуда на Пинегу и в Голубино. В группе еще Сергей Малков, Таня Тарасова, Коля Франц и Тома.... Жили в избе, работали в пещерах, любовались ледяным убранством пещер и зимним Пинежьем, ходили на лыжах, шлепали по поселку в замерзших и грязных после пещер комбинезонах, которые потом приходилось в избе оттаивать около печки, чтобы раздеться. А после экспедиции я вернулся из "Эстонии" в родную 534 комнату общежития физиков политехов.

МАРТ 1979

(Экспедиция спелеосекции Ленинградского политехнического института в район реки Позеры - притока Чуги, руководитель Иван Вяххи)

6 марта

Подъем. Леха Спиридонов будит всех, он последний ночной дежурный у печки в шатре. Все спят, медленно встаем, Тосик Мороз долго одевает свои многочисленные теплые штанишки. Завтрак как всегда обильный. Вася Гордеев и Витя Мороз в наказание за долгий сон идут рубить ель для печки, а тройка двинулась в сторону реки Позеры. Показали Тосику найденные накануне пещеры N 186 и 187, облазили все хода, ничего перспективного. Хода идут между глыбами, вдоль обнажения реки, а в массив гипса не пройти либо из-за отсутствия ходов, либо в связи с высоким уровнем льда. Идем в пещеру 185, начали рубиться во льду. Тосик проскочила как трактор в том месте, где мы с Лехой вчера не прошли. Рубимся, медленно пробираемся по узким местам. Леха рубит верхний слой льда, проваливаясь на нижние уровни, так и движемся вперед, хода то большие и широкие, то узкие, но все время идем вдоль обнажения реки, то и дело встречая на своем пути дневной свет из входных отверстий. Холодно, мерзнут руки, я остался без света, то и дело стукаюсь каской о потолок, двигаюсь вслед проходимцам. Ура, вышли в хороший зал высотой 3-4 метра, за ним еще зал, и хода идут в разные стороны. По осыпи вышли на поверхность, радостные, все-таки есть перспектива. Перекусили и пошли на поиск пещеры 182. Номера пещерам дал Архангельский Карстовый Отряд во время экспедиции в этот район, в котором из нас участвовала Тосик, и она у нас проводница. Вчера без Тосика нашли неизвестный провал, сегодня начинаем подъем на осыпь, проваливаясь по уши в снег, то и дело не доставая ногами глыб. На уровне 7 метров от низа нам открылся входной колодец в пещеру глубиной 5-7 метров. Холодом тянет из нее, как из морозильника. Тосик полезла выше искать марку-номер пещеры, нашла, номер 182, молодец, хорошая память. Спускаться в пещеру без веревки боязно, решили штурм перенести на завтра. Двинулись на лыжах в лагерь, по дороге встретили наших мужиков. Их пещера, которую нашли вчера Морозы, затыкается через 150 метров и они пошли делать топосъемку Изумрудной (185). Мы двинулись в лагерь, в 18-00 я удивленно смотрю вокруг - светло, как оказалось, часы у меня на 1.5 часа убежали вперед, и мы так рано пришли в лагерь. Лентяи, тогда с Лехой усиленно пилим дрова для печки, Тосик их рубит. Вернулись ребята, пещера заплыла льдом, они замерзли, да и делать топосьемку вдвоем трудновато. А вечером гоняем чаи, рассуждая о районе, о происхождении пещер, камералка, сушка промокших комбезов, в которых сегодня ходили и по пещерам и на лыжах. На ужин мясо с гречей, для согрева - крышка фляжки спирта и в шатер. Снег идет, тепло, плюсовая температура в тайге, на шатре снег тает и водичка проникает к нам и капает на наши спальники и на печку, создавая интересные звуки. Впереди ночь и двухчасовое дежурство каждого из нас, время мечтаний, написания дневников, слушанье таежных и природных звуков.

(В это-же время на реке Чуге стоял лагерь Карстового Отряда (КО), где c Юрой Николаевым и Виктором Малковым работали Лена Вяххи, Таня Тарасова (Зубкова) и другие ленинградские спелеобродяги. По окончании нашего спелеопохода, оставив ребят в поселке Чуга, откуда они отправятся в Ленинград, я помчался на лыжах в лагерь КО)

12 марта

Проспали. Утром, как обычно, пилка дров, чистка печки, завтрак, длительные сборы и выход в пещеру "Провидения". Зал "Северное сияние" поражает своей красотой, весь во льду, можно устраивать соревнования по фигурному катанию, лед очень скользкий.

Кристаллы снега в виде огромных макаронин свисают пачками с потолка, их много и красиво. Ледяные хода простираются во все направления. Юра занимается геологией, я в помощниках, Юра диктует, я пишу, холодно, медленно продвигаемся вперед. Лена с Виктором делают геологию зала "Северное Сияние". Тарасик убежала в лагерь, совсем простыла - заболела. Мы с Юрой временами вылезаем в зал "Северное Сияние" перекукиваемся с ребятами и опять лезем куда-то. Перекусили докторской колбасой, заели глюкозой, выпили горячего чая и снова за работу. Я, как главный проходимец, должен пройти сифон и определить перспективность, поэтому все время работал в гидрокостюме. Вот и водяной ход, "перекрутили" меня - и в воду. Рассказывают, что летом видели здесь налима. Узко, снял каску, плыву в направлении - неизвестность, хода сильно корродированны, боюсь порвать гидру. Потек в манжетах, руки мерзнут, вода почти ледяная, обследую все стены, просвет над водой 30-40 см., все хода утыкаются, свод сравнивается с водой, глубина большая, дно не достать ногами, ясно, что хода идут но все под водой. Прощаемся с пещерой, с прекрасным залом и на поверхность. Полная луна светит в небе, с налобниками на голове двинулись с Юрой по ночной тайге, скольжение лыж прекрасное, летим словно птички. Добрались до палатки, а здесь уже и ужин готов. Беседы носят научный характер. Виктор всех просвещает в образовании пещер, уже поздно, усталые засыпаем. Временами в ночи раздаются голоса мужиков. Это они подбрасывают в печь очередную партию дров до следующего замерзания в спальниках.

МАРТ 1980-1981

(Служба в Советской Армии в Волгоградских степях - двухлетний перерыв в Пинежских путешествиях).

Ностальгия по пещерной жизни давала повод для стихосложения, к примеру, на мотив известной песни Юрия Визбора:

----------------------------
Взять бы билет в Ленинград,
Старых дрйзей там найти

МАРТ 1982

(Экспедиция карстового отряда в К-13 (Трою), подземный лагерь, руководитель Юра Николаев)

6 марта
Фото в пещере

Седьмой день под землей. Утром встаем от холода. В примусах кончился бензин, и пару часов мы тихо замерзали. Меня, как виновника того, что кончился бензин (понадеялся, что хватит), выпихнули из палатки на холод. Заправил примуса, сходил за водой и в наш "замечательный" туалет, до которого надо ползти, да еще в распорах, да еще по уши в глине. Обильный завтрак, так как продуктов осталось много, а работа под землей подходит к концу. Готовимся к выходу. Саша, Петя и я - в новый район с топосъемкой, Вера Кузнецова с Валерой Лускань - морфологию, Юра с Леной Вяххи - геологию. Медленно идем по пещере, свет какой-то странный у некоторых, то и дело останавливаемся, то лампочку меняем, то воду берем в глубоких ванночках для пробы. Петя, как балда, мутит воду веревочкой, Саша фотографирует. Оставив Веру с Валерой и молотком, идем дальше втроем. Разведка открыла нам новую галерею, начали делать топосъемку. Масштабы впечатляют, галерея обводнена, можно идти в полный рост - мечта Юры. Душа радуется, вдруг видим течение, редчайшее явление в Кулогорских пещерах. Саша сделал вывод - идет подъем воды в пещере. Перепугались, решили делать только азимутальный ход. Метры бегут за метрами, галерея явно движется в сторону К-4. Даем последний азимут в темноту галереи и бежим назад, покидая "Аферику" - название нового района по предложению Юры. Встречаем замерзшего Валеру и воодушевленную фрезами Веру. Фотографируем Вере ее формы. Перекусываем, угостив Валеру халвой, он ожил и даже запел, а после галет стал до ужаса довольный. Фотографы Саша и Петя остались с Верой, а мы с Валерой начали торжественное шествие с двумя гаснущими фонарями в лагерь. Через метров 50 у Валеры кончился свет, с горем пополам зажгли свечу, но вскоре во втором озере Валера опустил ее в воду. Ползем, плывем с моим светом, типа сигареты, вот и конец озера, но спички промокли. Валера достает НЗ - ветровые спички, и засияла свечка, а мы ныряем в низкий ход. Горячее Валерино дыхание и опять без света. Ползем на ощупь, но вот и первое озеро, ура, наша резиновая лодка. Влезаем в лодку и с мигающим фонарем плывем по озеру до лагерного берега. Моемся, после нас зеркально-чистое озеро превращается в маленькое болотце. В лагере Юра с Леной. Рассказав о новом районе, зашив рваный комбинезон, сменив свет, вприпрыжку помчались к входным сифонам проверить уровень воды - вдруг перекрыло, тогда мы окажемся отрезанными от выхода. Ползем по шкуродеру и удивляемся, как мы здесь забрасывались, да еще тащили транспортники с лагерным барахлом. Вот и линейка, уровень воды тот же, успокоились и назад быстро в лагерь, так как очень хочется снять гидрокостюм.

Пролетаем шкуродер на одном дыхании, плюхаемся в лужу, умываемся и в лагерь. В подземном лагере уже все в сборе и почти готов суп, его запах далеко чувствуется от палатки. А вечером, как обычно, камералка - действительно новый район идет в сторону К-4, которая, кажется, совсем близко. Завтра очередное первопрохождение.

МАРТ 1983

Экспедиция в Северный лог - поиск, прохождение новых и найденных ранее провалов и пещер, а также подземный лагерь в Пехоровском провале, руководитель Юра Николаев)

5 марта
Фото в пещере

Проснулись действительно рано, полдевятого. Накануне наша "Провальная" экспедиция нашла провал № 74 . Недолгие сборы в лесной избушке и на лыжи. С утра солнце освещает лог и обнажения. Не холодно, хотя несколько дней назад в Пинеге было -35 град.С. На дне лога в снегу видны щели и обнажения, которые манят своей неизвестностью, но мы уверенно движемся к 74. Вот и провал, во льду течет река, бурлит под ледяной стенкой. Спустились в пещеру к водопаду. Оделись в гидрокостюмы и на разведку. Вверх по течению, где-то через 100 метров, галерея переходит в широкий, но низкий ход, залитый полностью рекой. Ползешь в основном на спине или на боку долго-долго, пока Юра не принимает решение повернуть и пойти вниз по течению. Вернулись назад и по галерее, которая вскоре понижается до такого же низкого хода. Опять ползем и ползем, иногда пережимы реки довольно неприятные. Саня Ишенин - главный проходимец, опять нашел обход сложного пережима по глиняному ходу, и мы ползем дальше по такому же низкому ходу. Опять пережим, я утыкаюсь - застрял. Саня, вперед! На него только и надежда. Пролез - бес и вперед, все низко и узко и нет просветов на повышение, над водой максимально 50 см. Долгое лежание в воде и мочевой пузырь очень дает о себе знать. Решаем повернуть назад и просто выбегаем на поверхность, благодать. Хотели делать топосьемку, но не ожидали таких водных ходов и не взяли водных пикетажек, да еще Саня потек в рукавах. После фотографирования - кульминация сегодняшнего выхода - подкраска воды в подземной реке. Я залез на водопад и кинул краску в воду, и все заизумрудилось вокруг, зеленая вода каскадами понеслась вниз под вспышки фотоаппаратов.

На поверхности уже темнеет, в темпе переодеваемся и к избушке. В темноте лыжня кажется невидимой ниткой, а скольжение великолепное, особенно на подъемах назад. Несколько раз зарывался в снег с головой. Подъем, спуск, свист в ушах и хлопок падения. Так за 1.5 часа добрались до избы, а там уже тепло. Саня и Шура Шаврин дошли первыми и натопили печь. Вскоре и чаек готов и в связи с окончанием поисковых маршрутов - горькая Лимонная помогла нам согреться после речных пещерных похождений. Обычная сушка мокрых вещей и сон. Завтра уходим из Северного лога и начинается подземная жизнь в Пехоровском провале.

8 марта (подземный лагерь и праздник).

Подъем начался с песен Сергея Малкова и топотунчика. Серега прыгает по спальникам девчат, так поздравляет их, а они визжат и криком своим разбудили Саню - он спит вне палатки. Праздничный очень обильный завтрак, столько дефицитов съели, после такого завтрака отвалились и балдеем, желудок отходит медленно. Отошли и одеваться в пещерное. Сегодня работаем двумя группами. Юра, Саня и я в воду. Ползем по ходу Богов, пока сухие без гидр, но все равно ползти всегда тепло. Дошли до дальней воды, оделись и залипли. Саня начал медленно погружаться в глину, ногами работает как землерой, пробивает себе дорогу вперед к перспективе. Еще попытка и еще и стало ясно, что все замыто, не пройти, видно осенний паводок замыл хода. Расстроенные ползем к следующей воде, там получше, но кончилось тем же. Залипли мы, и не туда и не сюда, кое-как вылезли и стали рассуждать, что делать. Лагерь близко, пришли в лагерь, перекусили консервами и отправились в другую часть пещеры, мимо входного провала, на поверхности -12 град.С. Влезли в низкий глиняный ход, прошли его с топосьемкой. Все в глине, в песке, песочек здесь хороший, как на пляже, водичка только холодная, не более 2 град.С. Окончили работу и в лагерь. На обратном пути я принял холодный душ под водопадом, вымыл свой комбезик и чистенький, праздник все-таки, пришел в лагерь. Группы Малкова с девчатами еще нет. Вскоре они появились и рассказали, что делали топо каких-то узких, пионерских мест, лазали между глыбами, в узостях, соединяли хода восьмерками в честь праздника. Обильный праздничный перекус и стали решать кто пойдет на топо еще одной частички пещеры. Долгие дебаты Сергея с девчатами привели к тому, что Сергей и Таня одеваются в гидры и вперед на подвиги, а Лена Вяххи и Нина за камералку. Зайдешь в палатку - все погрузились в миллиметровку и в записи, строится новая часть пещеры. Уже поздно, а топосъемщиков все нет и нет. Уж полночь близится, а мы голодные ждем ребят. Но приходит время и все в сборе, очередная праздничная еда, растяжка желудка и сон.

МАРТ 1984

(Подземная экспедиция в пещеру Кумичевка, руководитель - Юра Николаев)

23 марта ( подземный лагерь)

Первым встал Юра Николаев и начал нас толкать, без зажженного примуса в палатке утром очень туго вставать. Примус заработал и стало приятно. Сегодня выход до конца пещеры. Взяли еды на два перекуса - солидная куча, примус, топо- и вперед по новым галереям. Долгий путь по воде, но без гидрорубах (пока). Вот опять лед и ледяные сталактиты, значит где-то второй вход в пещеру. Вера Кузнецова слазила куда-то в "небеса" и принесла нам весть о сером небе - действительно вход в пещеру. Идем дальше, по воде, по глыбам, тащим транспортники. Залезли в какую-то шклевотину, ползем и ругаемся. Поворот, разворот и Юра решил это обойти. Вышли в зал Астра, а затем в галерею. Пошел вязкий, очень вязкий ил. Ползем, кажется, бесконечность времени, но вот видно расширение, зальчик, еще чуть-чуть ползучки и вот они Белые Горы. Целое футбольное поле, можно поставить несколько десятков палаток, ровный пол, изъеденный потолок. Зал красивый и два ручья. Перекусили супчиком и пошли вокруг зала с топосъемкой. Затем идем к сифону, даже была мысль, что сифон открыт, восторг, но увы вот пена на воде сифона. Юра сапогом пошурудил маленькое отверстие, вода уходит как в раковину. Вернулись в зал и пошли по другому притоку. Ползем, Юра заполз, как бегемот фыркает, плюется, хлюпает, мы с ужасом думаем, что и нам предстоит туда лезть. Юра из щели кричит, чтобы на него брали азимут, ура, лезть туда не надо, узко. Закрыли еще два знака вопроса на плане пещеры, попили чаю с халвой и галетами и в обратный путь. Скачем, проскакивая участки, которые казались сложными на пути туда, фотографируем. Вера с Андреем Назаровым нашли красивый уголок со сказочными персонажами, гномами и чудищами, но здесь, как обычно, отказала вспышка. Снова в путь, вот и лагерь. Итак, 12-ти часовой выход позади. Усталые, но довольные начинаем лагерную жизнь, манная каша с изюмом и сон под звуки гудящего примуса...

МАРТ 1985

(Это была попытка поработать в пещере Конституционная по заданию Карстового отряда. Я был общий руководитель группы, Верочка Кузнецова - научный руководитель).

3 марта
Пинежский аэропорт

Итак, нас шестеро. Мы сидим в избушке недалеко (2 км. по реке) от пещеры Конституционной. Нас забросили на вертолете, хотя с утра была не ахти какая погода. Сначала забросили группу Юры Николаева в ЖВ к "Симфонии", затем нас к Красным Горам, близко к избе, к великой нашей радости, так как предполагалось выбросить на болото, где-то в 2-3 км от избушки. Бросили груз в избе, и тропить тропу к Конституционной по реке Сотке. Лед в основном крепкий, хотя в некоторых местах проталины и видно довольно сильное течение. Быстро, немного срезав дорогу на свою голову, дошли до пещеры. Что-то при входе узко, но забыли светильники и не посмотреть внутрь. Погода великолепная, светит солнце, снег искрится, гипсовые обрывы красные и белые, река Сотка петляет по зимней тайге. Захватили водицы из местного ручейка для хим. анализов и к избушке. Встретили Шурика Шаврина, помогли ему "Буран" поставить на тропу.

Изба зимой - это здорово, тепло, правда, когда натопишь - субтропики, дверь откроешь - холодно, но временно приятно. Долгий зимний вечер с чаем и длинными разговорами. Завтра в Конституционную.

4 марта.

С утра сборы, как всегда длительные, с чаепитием - но, наконец, все уложено. Пошли тягать "Буран", Шура вчера въехал в Сотку, а затем завяз на тропе. Ворочали его, сбивали лед, и Буран стронулся. Уходим от избы, надеясь неделю пожить в подземном базовом лагере... . Хорошо катиться по накатанной лыжне. У входа в пещеру длительное одевание, а затем замерзание, так как привходовой ход затек льдом. Бьем лед топориком, наконец, Валя Малкова пролезла, а затем и все остальные. Пошли на разведку и опять препятствие - завалило ход, осыпь мерзлая. Опять топором Вася Гордеев и Андрей Назаров работают, только крошка летит налево и направо, вот еще чуть-чуть и окошко готово, Валя с Верой просочились а мы никак, пробивает еще и мужики прошли завал. А дальше после небольшого расширения основной ход заплыл льдом. Прямо грусть и тоска. Перспектива на сколько можно просветить - в основном лед на полу и низкий-низкий потолок. Если разбивать лед, то это долго и не видно перспективы. Долгое холодное обсуждение с постоянными заползаниями в ледяной ход. Волевым, трудным решением отступаем. Крепкий орешек - пещера Конституционная в марте 1985 года. На обратном пути пофотографировались вволю, главный герой - Вася. Вася ест сосульку, Вася лезет в шкурник, Вася застрял в щели вверх ногами, Вася "закалывает" сосулькой Веру и т.д. Но пора наружу. За две ходки все перетащили к избушке. В теплой избе, вечером решали как нам быть дальше.

А дальше, вместо плановой экспедиции в пещеру Конституционную были работы в Кумичевке (гидрогеология) и в К-13 (разведка).

А дальше наступила "перестройка", которая создала много жизненных проблем и пришлось чем-то жертвовать. Этой жертвой стала для меня любимая Пинега. Кого любим, тем и жертвуем.

Но время проходит, подрастают дети, и открывается второе дыхание, я верю, что снова, когда меня с рюкзаком встретят друзья, они спросят КУДА собрался? НА ПИНЕГУ.

И это наверно будет месяц МАРТ.

1997

крот линия крот

Стихи стрелка влево оглавление стрелка вправо Стихи