стрелка влево оглавление стрелка вправо

Николаев Один из основателей архангельской спелеологии.
Фото-поэт северных просторов.
Не одна тысяча километров исхожена им в трудных геологических маршрутах.
Но как бы не был тяжел рюкзак, всегда в нем находилось место фотоаппарату.

Юрий Николаев
ФОТОСЪЕМКА В ПЕЩЕРЕ

Март 1984 года, пещера Троя.

Ползу узким низким ходом. Вот он, треклятый шкуродер: каменная камера пыток для спелеологов! Спина вплотную прижата к шершавому своду, подо мной - жидкая глина. Испарина покрыла лоб. Тоненькая струйка пота сте-кает по лицу. Нестерпимо жарко - от тройной шерсти, надетой на тело, гидрокостюма, и поверх всего - комбинезона. Что делать! Впереди холодные озера подземной Трои.

человек в пещере

Кажется застрял, где-то зацепился, непонятно за что. Отчаянно тискаюсь вперед. С треском отрывается от комбинезона пуговица. Каска со скрежетом упирается в выступ свода и съезжает набок. Мотаю ожесточенно головой, стараюсь поправить каску. Куда там; вконец съезжает на нос, - перетянула тяжесть светильника. Обессиленно опускаю голову на сырую глину. Лежу отдыхаю. Приятная прохлада живительно проникает в тело. Постепенно дыхание успокаивается. С новыми силами - рывок... еще рывок... Кажется проскочил! Осторожно выползаю в небольшую камеру. Теперь можно и отвязать привязанный к ноге транспортный мешок. Мешок вымазан до предела и похож на бесформенный кусок глины. Никто не догадается, что там лежат тщательно упакованные фотоаппараты, вспышка с громадной батареей "Молния" и даже штатив. Все это хозяйство тянет вместе с глиной килограмм на 10. Но недаром говорят: "Искусство требует жертв".

За моей спиной доносится знакомый шум. Шкуродер штурмует Валера Лускань. Я с интересом вслушиваюсь. Отчаянный скрежет каски по своду. Тишина... Опять скрежет каски... невнятное бормотание. То ли ругается, то ли вспоминает всех своих родных. Валера заметно плотнее меня, да еще не удержался, напился перед выходом какао...

В подземелье

Удивительная эта гипсовая пещера Троя! Не скажешь чего здесь больше: тайн, загадок, сырой глины, воды или хаотичного переплетения ходов. Раскопанная, как и легендарный город, пещера подарила нам немало сюрпризов. В первые экспедиции была обследована привходовая часть пещеры - обширный лабиринт низких полуобвальных ходов. Пещера заканчивалась сифоном: вода в подтопленной галерее вплотную смыкалась с низким сводом. Это никак не входило в наши планы. Пришлось надеяться только на случай. И вот в этот март, уровень воды в галерее упал. Открылся проход в великий озёрный район. Его суровая красота стоит того ,чтобы специально планировать фотовыход.

Прямо над головой из белоснежного свода выступают жёлтые звёздчатые кристаллы гипса. Их растворимость значительно ниже основной породы, вот они и свисают, загадочно поблёскивая в кучах света. Под сводом на пологом склоне хода - глинистые замки. Как же они возникли ? Видимо глина, осаждаясь из паводковой воды, обволакивала постепенно камни. Затем капель завершила работу. Вот от чего с их вершинок расходится причудливая вязь веерков от стекавшей воды.

вход в пещеру

Можно пожалуй делать первые снимки. Ищу место поровнее, под аппаратуру. Снимаю грязные рукавицы. Узел на транспортном мешке затянулся, пальцы скользят, никак не могут с ним совладать. Отплевываясь глинистой слюной, с большим трудом зубами развязываю узел. В мешке - второй резиновый мешок, тот развязывается без проблем. Стараясь не напачкать грязными обшлагами комбинезона внутренность мешка, вытаскиваю полотенце. Насухо вытираю мокрые руки и раскладываю фотоаппараты. Свечки на этот раз можно не зажигать, снимки будут скорее документальными. Сфотографировав звёздчатый свод и глинистые замки, также тщательно увязываю мешки. Вперёд! Основная фотосъёмка в озёрах.

Вот впереди в нескольких шагах застыла чёрная гладь первого озера. Всего в пещере 11 глубоких озёр с очень холодной водой. Температура воды всего +2,5 тепла и практически равна температуре воздуха. Самое величественное озеро, площадью более 700 кв.м, названо "Тектоникой" - из-за свода над озером, который разбит мощными глубокими трещинами. Это озеро подобно огромному сапфиру в ожерелье мелких озёр, которые как стражи охраняют к нему доступ.

Вдоль одного из таких озёр мы и бредём с Валерой по грудь в воде. Студёная прохлада сквозь резину гидрокостюма тисками обжимает тело. Вода удивительно прозрачная с чуть зеленоватым отливом, от которого озеро кажется бездонным. Неожиданно подводная полочка под ногами резко обрывается. Дальше - нужно плыть. От резкого погружения возникшая волна захлёстывает подбородок, сквозь тоненькую щель капюшона обжигающая струйка сочится за шиворот. Сапоги с водой тянут вниз. Резко загребая руками воду, неповоротливо плывём к плохо различимому берегу. Волны, хлюп воды, холодные брызги летят во все стороны. Эхо фантастическим гулом заполняет подземное пространство.

ход и человек

Руки в брезентовых рукавицах быстро коченеют. С тревогой оборачиваюсь. Транспортник, как ни в чём не бывало плывёт рядом. Это хорошо. Но где же берег? Наконец из мрака выступает глинистая кромка. Выхожу продрогший на вязкую глину. Швыряю транспортник, следом летят мокрые рукавицы. Вода ручьями стекает с меня. Резкие махи руками. Руки наконец отходят, в пальцах появляется болезненное покалывание...

Так преодолевая озёра и ванны с водой, перескакивая в мрачных залах по навалам глыб, обползая завалы, мы наконец выходим к озеру "Тектоника". Над озером висит лёгкий туман; он возник от работы и дыхания топосъёмочной бригады. Ребята давно дожидаются нас. На противоположном берегу приглушенные голоса, в нашу сторону мечутся лучики света. "Наконец-то" - доносится издалека - "...заждались вас, чай уже остыл".

Медленно плывёт к нам резиновая лодка. Обрадованный Валера, оживлённо переговаривается с ребятами; я тем временем выбираю вновь на откосе берега место поровнее. Развязываю транспортник... Тоненько попискивает, заряжаясь, вспышка; индикаторная лампочка подрагивает, наконец загорается ровным красноватым накалом.

Лодка между тем медленно плывёт под каменным сводом. Жёлтые лучики светильников змейками скользят по чёрному зеркалу воды. Лодка приближается всё ближе, ближе... Ослепительная вспышка на какое-то мгновение выхватывает из мрака силуэты ребят, щёлкает затвор фотоаппарата...

Через три часа возвращаемся обратно, попрощавшись у озера с топосъёмочной бригадой. Ребята уже четвёртые сутки живут подземным лагерем, обследуя заозёрный район пещеры. В транспортном мешке лежат фотоаппараты с отснятыми фотоплёнками. Выход прошёл удачно. Скорей бы проявить плёнки и отпечатать фотографии.

зал

крот крот крот


Стихи, проза стрелка влево оглавление стрелка вправо Стихи