Бутаков О.В.
Архангельск

ПИНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК. ЕРАСЬКИНЫ ОЗЕРА

4 октября.

Накануне группа из четырёх человек выехала из Архангельска на рейсовом автобусе до деревни Каргомень. Состав: Кабанихин Александр, Бутаков Олег, Рудный Александр, Титов Владимир. На остановке мы встретились с геоморфологом заповедника Шавриной Еленой Васильевной, и вместе с ней совершили переход до Ераськиных озёр.

- - - - -

Проснулись в восьмом часу. Погода пасмурная, но дождя нет, и это уже хорошо. Готовим завтрак. На небольшой поляне стоит уютная изба, рядом дровяник и костровище, над которым сделан навес и стол со скамейками. Чуть поодаль колодец - небольшой сруб, закопанный в землю на глубину около метра.

Наш лагерь расположен на крутом берегу одного из Ераськиных озёр. Вниз ведет тропинка, по которой мы осторожно спускаемся. У берега на брёвнах лежит лодка. Мы аккуратно переворачиваем её и подтаскиваем к воде. На наш недоумённый вопрос, как сюда попала лодка, Елена Васильевна отвечает, что её доставили с помощью вертолёта ещё во времена существования Союза, а огромная поляна перед нашим лагерем ничто иное, как вертолётная площадка. Вот же жили?!

Сегодняшняя цель нашего выхода заключается в поиске входов пещеры имени Географического Общества и определение их координат с помощью спутникового навигатора. Перед экспедицией мы изучили материалы ленинградских спелеологов, которые работали в этом районе в конце 70-х - начале 80-х годов. И надо отдать им должное - был проделан огромный объём работ.

Участники экспедиции
Участники экспедиции (слева направо): А. Рудный, Е. Гуркало, Е. Шаврина,
В. Титов, Е. Лускань, А. Кабанихин. Фото О. Бутакова

Мы плывем по первому озеру до впадения реки Карьела, затем по протоке попадаем в озеро 2. и двигаемся в сторону скальника. Причаливаем и подходим к месту поглощения - входу Е4 пещеры им. Географического Общества (здесь и далее по тексту используется нумерация входов по материалам Ленинградской секции спелеотуризма). Вода с шумом между глыб уходит под землю - непроходимо. Двигаемся в северном направлении и примерно в двухстах метрах от поглощения Е4 при осмотре очередной воронки находим вход Е30. (наше первоначальное предположение). Он имеет размеры около четырёх метров в ширину и полтора метра в высоту. Елена Васильевна вспоминает, что лет десять назад здесь была только небольшая трещина. А сейчас? Пустота зияет под ногами, несколько метров отвесной стены, внизу шумит подземная река. Без верёвки здесь пока делать нечего. Так что же мы нашли?

Берём координаты и двигаемся к входу Е5, на который попадаем буквально через несколько минут. Расстояние всего лишь семьдесят метров, хотя по плану пещеры между Е30 и Е5 мы насчитали двести метров. В чём несбойка? Лишь по прошествии нескольких дней, когда мы сделали топосъёмку этого входа и части пещеры, и, наложив полученные данные на план пещеры, поняли, что произошло вскрытие подземной полости, и образовался новый вход (пронумеровали его как Е31).

После Е5 находим Е7 и пытаемся, двигаясь дальше на север, найти Е22 и Е100 (колодец). Искали несколько часов, зафиксировали две воронки с поглощениями, но вход Е22 так и не нашли. На обратном пути, двигаясь цепочкой, выходим на колодец Е100 глубиной около восемнадцати метров (его находит Володя Титов). Смеркается. Берём координаты, определяемся с местоположением и по азимуту идём к озеру, к нашей лодке. Поисковый день закончен.

5 октября.

Сегодня у нас выход в район поглощения реки Карьела (на схеме - К1). Путь пролегает по лесной тропе, с которой мы сворачиваем на едва различимую просеку. Пасмурно, но светло. Светло оттого, что лёгкий ветерок осыпает нас золотистым дождём хвоинок лиственницы. Осень красуется перед нами, одаряя своим душевным теплом. Мы спускаемся к реке, которая тонкой змейкой извивается в долине. Пожухлая трава пригнула свои косы, и только звонкий шум воды на перекатах нарушает эту первозданную тишину. Осторожно идём вниз по течению реки, и вдруг из-за поворота приоткрывается скалистая стена. До неё ещё далеко, но она поражает своим величием и неприступностью. А на входе в эти места стоит огромный останец - великан, чем-то напоминающий снеговика. Хорошо видны голова с нахлобученной шапкой мха, туловище и торчащие из-под одежд огромные валенки-валуны. Великан, хранитель здешних мест, улыбается, словно приглашая пройти в свои владения. Огромный цирк окружает нас. Река с шумом, с каким-то неистовством, жалея о своей свободе, исчезает в недрах нагромождения гипсовых глыб. Мы любуемся этим хаосом, этой музыкой каменного царства.

Пытаемся искать вход. Но в этой зоне постоянных обрушений нам это не удаётся. Берём пробу воды и поворачиваем обратно, идём вверх по течению реки. По пути осматриваем пещеру, которая в отчёте ленинградских спелеологов за 1984 год фигурирует как сквозной грот. Пройдя ещё несколько десятков метров, мы обнаруживаем выход реки из-под скальника. Обследуем и находим входа, один по руслу и второй сбоку в виде колодца. Мы, как дети, радуемся открытию.

Вглубь пещеры идёт овальный ход в человеческий рост с мощным водотоком. В отчётах ленинградцев в этом месте подземная полость не зафиксирована. Только лишь место выхода воды на поверхность. Значит, за два десятка лет произошли большие изменения, и пещера открылась. Берём координаты, записываем и идём дальше вдоль сухого русла. По дороге осматриваем два останца и выходим к очередному поглощению реки. Среди глыб Володя Титов находит вход. Проползаем внутрь и попадаем в небольшую обвальную камеру. Ручей уходит влево под завал. Пытаемся обойти его справа, и, пройдя метров двадцать, утыкаемся в новый завал. Пещера есть, но дальше она непроходима. В этом мы убеждаемся, когда поднимаемся на поверхность и обследуем окрестности. Есть провал - расщелина, которая перекрывает предполагаемое русло подземной реки. Между поглощением и выходом расстояние по навигатору около двухсот метров.

Идя вверх по течению реки, наблюдаем её раздвоение на два притока. Левый имеет больший расход воды и выходит из-под скальника раньше, чем правый. В этом месте у ленинградцев зафиксирован выход Е9. Через четверть часа выходим к нашему озеру, на берегу которого находится изба. Осматриваем поглощение под скальником на входе пещеры Е1, которая была отснята ленинградскими спелеологами.

Озеро Ераськино
Тихое заповедное озеро Ераськино. Фото А. Кабанихина

6 октября.

Утро обещало хороший день. Лёгкий ветерок гнал небольшие тучки, сквозь которые пыталось выглянуть солнышко. И вдруг всё затянуло, пошёл дождь - морось. Пришлось завтракать под навесом вокруг костра и ждать, когда утихнет непогода. Сегодня к вечеру ожидаем пополнение, должен подойти Гуркало Евгений и Лускань Лена.

Ближе к полудню отправляемся на маршрут. Спускаем на воду лодку и плывём вдоль берегов Ераськиных озёр. По пути берём пробы и производим измерения температуры воды.

Тишина и покой, лишь мерный всплеск вёсел нарушает эту идиллию. Сказочная страна, заповедный край. Вот группа останцов-великанов выбежала на берег, да так и застыла на века, склонив головы перед этой красотой. На них издали смотрит одинокий останец, увенчанный змеиной головой. А вот из-за поворота показался гипсовый блок, удобно устроившийся на мысу посреди озера. Он сверкает своей белизной как самая яркая жемчужина в этом ожерелье каменных изваяний.

Выходим на берег и осматриваем "остатки былой цивилизации, развалины дивной роскоши". Нас окружают величественные останцы, ажурные арки, мостики, небольшие колодцы. Под ногами хрустит гипсовая крошка, превращаясь в песок. Зелёный ковёр мха укрывает эти каменные россыпи. А на верхушках гипсовых глыб растут деревья. Я до сих пор поражаюсь этому зрелищу. Как, без воды, на скудной почве могут расти здесь деревья? Наверное, только по любви, от большого чувства, можно так бережно и ласково, струясь по трещинкам и неровностям, обнимать оголёнными корнями своего каменного друга.

Плывём дальше к месту поглощения Е2. Здесь озеро сбрасывает свои воды по нескольким водотокам в систему пещер Географического Общества. На входе огромная каменная стена. Отошедший от массива блок накренился над глыбовой осыпью и готов упасть в любое время. Мы не рискуем даже осматривать это место, слишком кажется всё живым. В своих экспедициях ленинградские спелеологи произвели подкраску воды на этом участке и обнаружили её след в пещере на входе Е7. При этом подземная река минует участок на входе Е5, до которого от поглощения Е2 всего лишь сто метров. После осмотра мы садимся в лодку и плывём дальше вдоль берега с поиском новых интересных мест. Пустынно. И только стайка свиристелей нарушает общую тишину, с шумом и гамом атакуя маленькую рябину и теребя гроздья сочных ягод. При нашем появлении птицы дружно рассаживаются на ветвях деревьев, замолкают и ждут, когда мы покинем их владения.

К шести часам вечера мы возвращаемся домой. Нас здесь уже ждут Евгений Иванович и Лена, они недавно пришли в лагерь. Мы очень им рады. Был праздничный ужин по поводу встречи друзей.

7 октября.

Сегодня мы встали очень рано. Елена Васильевна возвращается домой, а Володя Титов вызвался её проводить. Мы тепло попрощались с ней и вышли в маршрут. На лодке по озеру доплыли до скальника к поглощению Е4. Сегодня мы снова попытаемся "сыграть партию в шахматы". Вот только игроки мы неважные и ходы у нас какие-то однобокие, по вертикали: Е2-Е4, Е4-Е5, Е5-Е7. Сразу же мы нарушаем правила и ходим на Е31. Этот вход манит нас своей загадкой и неизвестностью. Саша Кабанихин навешивает веревку, и мы по очереди спускаемся вниз. Огромный зал шириной около двадцати метров тянется с юга на север. Участок пещеры обвалоопасный, везде следы обрушений, между глыб, то исчезая, то появляясь вновь, течёт река. Мы с Сашей идём обследовать пещеру вверх по течению ручья, на юг в сторону поглощения Е4. Смотрим план, в котором с трудом ориентируемся. Жалеем, что на плане отсутствуют гравитационные сколы, по которым бы пещера "читалась" намного легче. Предположительно нашли вход Е30, который вероятно засыпало. Здесь расположены пикеты №22 ЛСС (такой пикет значится на плане недалеко от входа Е30) и рядом пикет №60, датированный январём-февралём 1983 года. Выполнен он на миллиметровке, подписан карандашом и отлично сохранился. За 21 год с ним ничего не произошло, выглядит как новенький! Также видели пикет №178 (карандаш) и рядом ПК без опознавания, чернила растворились. Предполагаем, что была произведена повторная пересъёмка пещеры. Находим следы былых работ недалеко от нашего входа. На плите лежит горстка поржавевших гвоздей, истлевшая рубашка и остатки от пачки "Беломора". Возвращаемся обратно. Женя, Лена и Саша Рудный проводят топосъёмку входного зала. Мы с Сашей проходим дальше по течению реки, фиксируя по пути боковой приток из под правой стенки (на плане он не отмечен). Осторожно пробираясь сквозь глыбовый завал, выходим к входу Е5. Оказалось довольно близко. Идём назад. Саша поднимается наверх по верёвке, а остальная группа выходит на поверхность через вход Е5.

Мы идём дальше вдоль борта, как бы сверху пещеры. Доходим до входа Е7, осматриваем его и ещё раз уточняем координаты. Двигаемся дальше по поверхности с поиском колодца Е100, используя данные навигатора. В заданную точку выходим сразу. Саша Кабанихин навешивает верёвку, спускается вниз и обследует колодец. Глухо, продолжения нет. Мы обмеряем колодец и делаем абрис. На обратном пути ещё раз пытаемся найти вход Е22, обследуя ряд воронок. Пока безрезультатно. Через два часа начнёт темнеть, и мы решаем вернуться домой. Определяем координаты местоположения, берём азимут на место, где оставлена лодка и возвращаемся к ней. Стемнело. Мы плывём по протоке и вдруг замечаем на берегу огонёк. Это Володя стоит на большом останце и работает маячком, посылая нам сигналы своим светодиодным фонариком. Мы ужинаем, обсуждаем итоги минувшего дня. Лена камералит, строит план нового входа и зала.

8 октября.

С утра идёт мелкий, нудный дождь. Погода испортилась совсем. Мы разбиваемся на две группы. Женя, Володя и Саша Рудный идут с поиском в западном направлении от Ераськиных озёр, а я, Саша Кабанихин и Лена идём на обследование ручья, впадающего в р. Карьела (недалеко от цирка К1).

Вверх по ручью доходим до скальника, из-под которого вытекает ручей. Любуемся огромными, наверное, самыми большими в этом районе, останцами. Высота некоторых достигает двадцати и больше метров. Дождь, сырость, ветер не позволяют нам провести здесь поиск. Сфотографировав останец, мы поворачиваем обратно. Остаток дня проводим в хозяйственных работах. Вскоре возвращается и первая группа. Ничего грандиозного ребята не нашли, лишь несколько некрупных пещер. А погода всё ухудшается. Вместо дождя пошёл снег, похолодало. Мы топим печь, развешиваем сырую одежду и ужинаем в избе. На ночь Саша Кабанихин рассказывает нам сказку о том, как они ездили в Испанию нырять, о всяких заморских штучках и приключениях.

9 октября.

Сегодня работаем также двумя тройками. Первая группа уходит в сторону поглощения р. Карьяла (цирк К1), а мы обследуем район недалеко от избы и начинаем от входа в пещеру Е1. Здесь мы находим ряд колодцев, но самое главное - огромную расщелину, чем-то напоминающую каньон в миниатюре. Глубина около двадцати метров. В одном из отчётов ленинградских спелеологов отмечалось, что недалеко от избы в 150 метрах от тропы по азимуту 20-40 градусов был обнаружен колодец глубиной двадцать метров. Поэтому мы искали это место целенаправленно и вышли очень точно.

Всё-таки очень здорово здесь поработали ленинградцы, ещё раз хочется это отметить.

По осыпи спускаемся вниз каньона и обнаруживаем выход ручья. Берём пробу воды для Шавриной Е.В. Но самое интересное нас поджидает впереди. Когда я заглядываю в сифонный ход, освещаю его фонарём, то с удивлением обнаруживаю, что ручей раздваивается. Часть воды выходит прямо на нас и исчезает под противоположной стенкой в северном направлении. А другая часть ручья уходит в восточном направлении под осыпь. Поднявшись по осыпи и, заглянув в одно из глинистых окон, я отчётливо вижу течение и звон ручья в данном направлении.

Делаем следующее предположение. В этом месте, в каньоне, идёт раздвоение ручья на два водотока, которые выходят на поверхность в районе Е9. Эти выходы из-под скальника мы осматривали 5 октября. Пройдя несколько десятков метров, мы фиксируем в небольшом провале ещё один выход правого водотока этого ручья.

Возвращаемся на избу и пьём чай. Вышло солнце, первый раз за всю неделю. Спускаем лодку на воду и плывём по озеру на "фотовыход".

Вторая группа в это время находит в останцах пещеру (№532) и делает её абрис. Затем производит топосъёмку пещеры №529 (сквозной грот), и делает абрис входного зала пещеры №530, по которой течёт подземная р. Карьела.

10 октября.

Последний день. Сегодня день выброски. Вот и прошла незаметно неделя. Мы побывали в сказочном месте и теперь нужно уезжать.

С утра собираем вещи, прибираем избу, костровище. Выпал небольшой снежок, морозит, воздух чист и прозрачен. В 9.30 вышли в путь и за три часа добрались до дороги. Пока ждали машину, мы с Женей идём обследовать скальник рядом с тропой, где ленинградские спелеологи нашли две пещеры КМ-1 и КМ-2. Осматриваем их и делаем фотографии входов.

Возвращаемся к ребятам и обедаем. Подъезжает УАЗик, в который мы с нашими рюкзаками умещаемся с трудом. По дороге машина ломается, и только к ночи мы добираемся домой.